Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Аноним": Был иль не был — вот в чем вопрос

В фильме Роланда Эммериха Шекспир— дитя не золотого века королевы Елизаветы, а самой Елизаветы
0
"Аноним": Был иль не был  — вот в чем вопрос
Кадр из фильма «Аноним». Актер Дэвид Тьюлис в роли главы правительства королевы Елизаветы I Уильяма Сесила и актриса Джоэли Ричардсон в роли молодой Елизаветы I. Источник: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вестник апокалипсиса, режиссер Роланд Эммерих, не первый, кто задумался над вопросом об авторстве пьес Шекспира. Но первый, чьи раздумья воплотились в столь масштабное, дорогое и сумеречное зрелище, каким стал «Аноним».

«Будь моя воля, я всю жизнь снимал бы только историческое кино», — утверждает режиссер. Но воля была продюсеров, и выпускник Мюнхенской киношколы снимает преимущественно англоязычные фильмы-катастрофы «День независимости», «Годзилла», «Послезавтра». Окончательно расправившись с человечеством в фильме «2012», он решил, наконец, обратиться к тому, что действительно любит — истории Европы.

О том, что пьесы и сонеты Шекспира, скорее всего, написал не Шекспир, Эммериху в свое время рассказал сценарист с русской фамилией Орлофф. Режиссер проникся темой, изучил материал и тут же встал на сторону, противоположную «стратфордианской». То есть счел доводы в пользу того, что великим драматургом являлся актер и ростовщик из Стратфорда на Эйвоне, неубедительными. Вслед за сценаристом Эммерих принял самую распространенную среди «нестратфордианцев» версию — истинным автором великих текстов был Эдвард де Вер, граф Оксфорд.

«Мы, наверное, так никогда и не узнаем, кто на самом деле все это написал, — сказал в интервью «Известиям» исполнитель роли Оксфорда Рис Иванс. — Но если все-таки предположить, что автор — мой герой, то как меняется наш взгляд на многие шекспировские пьесы!»

Действительно, если предположить, что «Гамлета» и «Ричарда III» написал человек из высшего общества, неравнодушный к политическим играм, то можно уже снимать не филологическое кино, а настоящий политический триллер. Впрочем, Роланд Эммерих пошел в своих рассуждениях еще дальше. А что, если предположить, что Шекспира (кем бы он ни был) породил не золотой век королевы Елизаветы, а сама Елизавета? И что была она ему не только матерью, но и любовницей? И что у них был сын — блистательный молодой вельможа, которого устраивало далеко не все, творившееся при английском дворе?

Эти предположения, к немалому изумлению зрителей, и воплотились в фильме. Сюжет ревет и скрежещет на поворотах, актеры пытаются естественно существовать в этих предлагаемых обстоятельствах, и им это почти удается.

Актеров Эммерих действительно собрал первоклассных и на главные, и на второстепенные роли. Елизавету молодую и в возрасте играют мать и дочь — Ванесса Редгрейв и Джоэли Ричардсон. Но особых комплиментов от критики удостоился эксцентричный Иванс (российскому зрителю он знаком прежде всего по «Ноттинг-Хиллу», где сыграл дурковатого друга Хью Гранта), которому Эммерих не побоялся доверить главную роль, хотя изначально видел этого актера жуликоватым выпивохой Шекспиром.

На упреки в слишком вольном обращении с фактами сценарист Джон Орлофф отвечает, что в «Анониме» столько же исторических несуразностей, как и в творениях самого Шекспира. Тут, правда, стоит добавить, что у Шекспира несуразности эти никогда не выглядят кичем, чего не скажешь о фильме Эммериха. «Аноним» оказался слишком тяжеловесным для захватывающего триллера и слишком уж залихватски жонглирующим фактами для полноценного исторического кино. И даже воссозданный целиком на компьютере Лондон не сработал в качестве приманки для зрителей. Американские сборы в $3 млн при бюджете в $30 млн можно расценить как коммерческий провал. Зато Эммерих воплотил свою заветную мечту и может со спокойной совестью взяться за старое. Его следующий фильм, «Своеобразие» (Singularity), будет стоить уже $175 млн, речь в нем пойдет о нанотехнологиях, нанороботах — и никакой филологии.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...