ВЭБ займется джиппингом и каньонингом
Дочерняя компания Внешэкономбанка — Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК) — планирует вложить более 1 млрд рублей в развитие альпинизма и «приключенческого» туризма на Эльбрусе. В планах компании — строительство двух высокогорных гостиниц и организация вертолетных экскурсий.
Рабочее название проекта — «Альпийский Кавказский клуб», но в ближайшее время его должны скорректировать.
До конца 2013 года на горе Эльбрус планируется создать единую инфраструктуру для обеспечения путешествий и аренды техники, построить сеть альпинистских приютов и подготовить персонал для обслуживания туристов. В компании считают, что появление на Кавказе большого туристического кластера привлечет туристов и возникнет потребность в этих новых видах развлечений. Как пояснили «Известиям» в корпорации, за использование приютов для альпинистов, организацию маршрутов и аренду оборудования будет взиматься плата. На бесплатной основе будут предоставляться услуги call-центра и информационного портала.
Среди новых услуг у Эльбруса должны появиться вертолетные экскурсии и программы «Хели-ски» — спуск на горных лыжах и сноубордах с высадкой с вертолета. Горные реки и маршруты инвесторы хотят использовать для рафтинга — сплава по реке, каньонинга — покорения склонов с помощью веревочных систем и джиппинга — туров на внедорожниках.
Проект предполагает выход на операционную окупаемость на 3–4 год после запуска, говорят в корпорации.
— Проблема горнолыжных курортов в том, что невозможно создать устойчивую бизнес-модель без летней активности, — считает исполнительный директор Федерации альпинистов России Алексей Овчинников. — Когда «каталка» работает только несколько месяцев, приходится нанимать сезонных рабочих, увольнять их, содержать летом инфраструктуру. Эта проблема возникла и у европейского бизнеса, и они также начали развивать летнюю активность — рафтинг, каньонинг, трэкинг, алпинизм, байк.
Для туристов также построят две высокогорных гостиницы на 120 мест. При увеличении числа туристов понадобится и современная спасательная станция. Для нее и для всего проекта в целом в КРСК хотят подготовить высококвалифицированных специалистов на базе «Сколково» и создать современную материально-техническую базу для обслуживания и ремонта техники, склад резервных запчастей. Для вертолетных экскурсий и джиппинга — площадку, ангары и парковки. Развивать вертолетные перевозки будут в сотрудничестве с некоммерческим партнерством «Вертолетное продвижение». Общий объем финансирования проекта — 1,1 млрд рублей.
Сейчас ежегодный поток туристов оценивается экспертами в 20–23 тыс. человек. Альпинисты вынуждены создавать свои стихийные лагеря — оборудованных пунктов стоянки почти нет. Федерация альпинизма совместно с владельцами альпинистских лагерей ремонтирует тот десяток хижин, которые остались с советских времен, а новую спасательную хижину в седловине Эльбруса снесло в октябре сильным порывом ветра. В тех гостиницах, что работают у Эльбруса, средняя цена проживания с трехразовым питанием составляет 1,5 тыс. рублей в день на одного человека, без питания — 500–700 рублей. Если будут построены нормальные хижины с душем и интернетом, то они, по оценкам альпинистов, будут по рыночной ситуации стоить €30–50 в день.
— Корпорация развития Северного Кавказа обратилась к нам с тем, чтобы мы подготовили экспертизу этого проекта. Мы сейчас его делаем. Надеюсь, на этой неделе мы уже отправим наше экспертное заключение, — говорит Овчинников. — Кроме проекта ВЭБа есть инициатива местной группы. Они вышли с проектом строительства некой сети небольших хижин.
В Минэкономразвития на заседании рабочей группы по развитию туристических кластеров уже обсудили проект строительства комфортабельных хижин и развитие новых видов туризма, говорит источник в ведомстве. Предложения также поддержал полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. Строительство планируется начать уже в начале 2012 года.