"К следующей навигации плавучие гостиницы уже появятся"
Московские власти начали активно привлекать инвесторов к строительству социальных объектов - больниц, детских садов и школ. Глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев рассказал "Известиям", как на нововведение отреагировали застройщики.
- Мэр еще весной поручил снизить число административных согласований для инвесторов - с 30 до одного. Эта инициатива уже оказала влияние на работу застройщиков в Москве?
- Да, есть положительные отзывы инвесторов. Сейчас в разы сокращено время с момента обращения инвестора до принятия решения и выхода распорядительного документа. Если раньше это длилось годами, то сейчас процесс занимает от трех месяцев до года.
- Когда это будет законодательно закреплено?
- В ближайшие две недели произойдут изменения в рабочей группе по вопросам градостроительной деятельности. Ей будут даны дополнительные полномочия, что позволит ускорить рассмотрение и принятие решений на государственно-земельной комиссии (ГЗК). Планируется сокращение времени по предоставлению плана градостроительных участков. Также будет сокращено время обращения на рабочую группу. Наша задача - уложиться в 30 дней.
- Инвесторов сегодня активно привлекают к строительству социальных объектов. Много ли компаний изъявляют желание строить детские сады, больницы, школы?
- Мы уходим от того, чтобы инвестор построил соцобъект, вернул свои деньги и дальше отправился искать высокодоходные проекты. Эти проекты - «длинные», то есть их окупаемость растягивается на 70 лет и она стабильная. К тому же, сегодня многие инвесторы, кроме погони за прибылью, думают о пользе для общества.
- В начале нынешнего года Собянин предложил также западным компаниями активно инвестировать свои средства в Москву. Иностранцы откликнулись?
- Откликнулись, в первую очередь, российские компании и банки - ВТБ, СБЕРБАНК, ВЭБ. И это радостно. Они интересуются крупными инфраструктурными объектами. Из иностранных - Европейский банк реконструкции и развития, китайские, сингапурские банки.
- Вы заявляли, что Москомархитектура разрабатывает поадресную концепцию развития гостиниц на территории города. На какой стадии находится работа над проектом?
- Планируем, что она будет завершена в первой половине следующего года. Но это никак не сдерживает работу по гостиницам сейчас. Мы имеем порядка 150 адресов, где проводится проработка строительства гостиниц. Есть инвесторы, которые готовы их строить. К 2015 году нужно построить около 900 гостиниц.
- Опять же, Вы ранее поясняли, что отели необходимы к Чемпионату мира по футболу 2018 года и к Олимпиаде в 2014 году. А когда огромный поток туристов уедет, не опасаетесь ли Вы, что построенные гостиницы будут пустовать и не смогут окупаться?
- У нас нет задачи построить гостиницы только к чемпионату мира или только к Олимпиаде. Они строятся для туристов. И кроме Олимпиады будут еще знаковые события.
К тому же, из заявленных 900 объектов, крупных гостиниц будет лишь 170. Остальное - это доходные дома, общежития, места временного проживания, плавучие объекты.
Кроме того, размещение туристов, приехавших на Чемпионат и Олимпиаду - это отдельная программа. Они будут размещаться временно и в жилых домах, и в домах отдыха, и в лагерях и других временно приспособленных местах. Для этого могут быть построены специальные «легкие конструкции».
- Интересный проект со строительством «плавучих гостиниц». В связи с последними трагедиями на воде как будет обеспечиваться безопасность этих объектов?
- Такие проекты есть во многих крупнейших городах мира. Чем они удобны? Во-первых, вода всегда притягивает людей. Во-вторых, здесь необходимо минимум коммуникаций. И этот проект достаточно быстро можно реализовать. По безопасности - не надо понимать, что плавучая гостиница - это старое судно с дырками, которые нужно ежегодно латать. Плавучие гостиницы - это бетонные сооружения, которые делаются на заводе и имеют сертификацию. Они служат около 50 лет. И я не слышал, чтобы такой дебаркадер когда-то затонул.
- Когда они начнут работать?
- Уже есть адреса и есть инвесторы. К следующей навигации уже должны появиться.
- Это будут доступные гостиницы или люксовые?
- В большинстве своем, это будут трехзведочные гостиницы, дефицит которых на сегодняшний день существует.
- Вы также курируете программу «Народный гараж». Напомните, сколько машино-мест там продано на сегодняшний день. Много ли взято в аренду?
- В этом году построено 14 230 машино-мест, из них выкуплено более 11 тысяч. Люди больше покупают, хотя гаражи будут сдаваться и в аренду. Цена - порядка 2-3 тыс. в месяц.
- Как вы относитесь к идее сдавать большинство машино-мест в народном гараже именно в аренду, поскольку выкуп многим не по карману?
- Если у человека "жигули" - это цена может показаться высокой, если же человек приобрел дорогой автомобиль, то 15% от его стоимости потратить на гараж разумно. Стоимость бокса в «Народном гараже» везде разная, цена зависит от наличия шаговой доступности, от сложности стройплощадки, которая может быть с обременениями: наличием различного рода подземных коммуникаций, которые нужно переносить, наличием наземных объектов, подлежащих сносу. Если в данном районе себестоимость гаража выходит около 500 тысяч, то продавать машино-место дешевле неразумно. Мы тогда еще получим такую проблему, когда продаем гараж за 350 тысяч рублей, а гражданин ставит машину около дома, а это место перепродает за 500 тысяч рублей. Он получит прибыль, а город не только проблему нехватки парковок не решит, но и окажется в убытке.
- Москомстройинвест начал проводить систематические проверки застройщиков. Штрафные санкции - эффективная мера?
- Когда мы в массовом порядке стали проводить проверки и штрафовать, застройщики сами были удивлены тем, что эта работа ранее не была поставлена на поток. Многие варились в «собственном соку». Сейчас они хоть документы стали в порядок приводить. Это шаг, который стимулирует их заключать договор о долевом участии.
Эксперты называют наши штрафы смехотворными. Например, ОАО «Главмосстрой»: «дочка» «Главстроя» была оштрафована на 50 тыс. рублей....
- Мало? А сколько, по-вашему, много? Главное, что это произошло публично. Граждане об этом знают, значит, не будут у этого застройщика покупать квартиры. Девелоперу, я думаю, такая огласка не нужна. К тому же, сначала 50, потом будет 350, потом миллион.
У нас нет задачи разорить инвесторов, мы должны их призвать к нормальной работе.
Наша задача информировать граждан о покупке квартир. Москвичу не трудно войти на наш сайт, где сможет увидеть какие застройщики с хорошей репутацией, а какие попали в черный список.
- Отдельный вопрос - дольщики. Помимо Люберецких полей, дома для них предлагалось строить в Куркино. Сколько дольщиков смогут переселиться именно туда?
- В городе принято решение о строительстве порядка 70 тысяч квадратных метров жилья для обманутых дольщиков. Это объекты на Люберецких полях, Можайском шоссе - 95 квартал, улице Перерва. Строительство на Куркинском шоссе, дом №15, начнется в следующем году. И до декабря 2012 года мы планируем его построить. Этих резервов жилой площади хватит всем обманутым дольщикам, а вернее тем, кто признаны таковыми. Поскольку, не единичны случаи откровенного мошенничества. Ведь, некоторые подделывают документы, чтобы стать обманутым дольщиком. О таких случаях будем сообщать в органы, чтобы даже не пытались подобным образом наживаться на чужой беде.