Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Действуя Рука об руку

Развивая моногорода, государство находит партнеров по бизнесу
0
Действуя Рука об руку
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Увеличивается количество отраслей экономики России, в которых находят применение механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Еще несколько лет назад  понятие ГЧП отождествлялось практически исключительно с модернизацией инфраструктуры, транспорта, в крайнем случае – жилищно-коммунального хозяйства. Теперь эти инструменты инвестирования все больше входят в проектную практику в энергетике, машиностроении и металлургии.


Алексей Сорокин, аналитик Центра развития государственно-частного партнерства

Идея государственно-частного партнерства заключается в привлечении ресурсов и компетенции частного партнера в сферу, традиционно являющуюся зоной ответственности государства: будь то транспорт, ЖКХ, социальная сфера. Партнеры делят как риски, так и прибыль, которая для инвестора заключается в возврате инвестиций и получении дохода, а государство получает, как правило, реконструированный или построенный инфраструктурный объект. Привлечение частного инвестора позволяет ускорить реализацию проекта, повысить эффективность управления проектом и расходов на его реализацию.

Если же говорить о ГЧП непосредственно в металлургии – отрасли, в которой государства практически нет, это зона ответственности бизнеса, – мы можем столкнуться с обратной ситуацией. Здесь частный инвестор, чтобы уменьшить финансовую нагрузку, привлекает государство как соинвестора. И государство идет на это. Как известно, металлургия – отрасль стратегическая, к тому же экологически опасная, а модернизация производства, безусловно, должна способствовать снижению вредного воздействия на окружающую среду. Расскажу о нескольких наиболее известных проектах в металлургии, в которых реализуются принципы ГЧП.

Например, проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» (в первой редакции – Читинской области). Его стоимость – более 167 млрд руб. При этом из средств Инвестфонда выделяется 48 млрд. Реализацией проекта занимается ГМК «Норильский никель», а со стороны государства – Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Проект делится на два сегмента: транспортный и собственно металлургический. Первый включает строительство новой линии железной дороги Нарын-Лугокан общей протяженностью 425 км, начатое в 2008 году. Окончание планируется в 2012-м. Второй сегмент – освоение пяти полиметаллических месторождений: Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонченского, а также строительство горно-обогатительных комбинатов на каждом из них. Строительство должно быть завершено в 2016 году.  

Особая экономическая зона «Титановая долина» в Свердловской области предполагает претворение в жизнь сразу нескольких групп проектов. Первое направление связано с развитием сырьевой базы титанового производства. Параллельно планируется наладить изготовление титановых полуфабрикатов для авиации, медицины, а также легкого крепежа. Кроме того, в ОЭЗ начнется выпуск титанового и комбинированного оборудования для химического машиностроения, атомной энергетики, авиа- и железнодорожного машиностроения, цветной металлургии. По самым скромным подсчетам, в «Титановой долине» будет создано около 5000 новых рабочих мест. Кроме того, вокруг «Титановой долины» будет создаваться социальная инфраструктура – больницы, детские сады, жилье.

Стоит отметить, что Минпромторговли РФ предложило Свердловской области создать еще одну особую экономическую зону, ориентированную на металлургию. Эта инициатива пока находится в стадии протокола о намерениях, но, учитывая богатую сырьевую базу Урала, ее воплощение весьма реально.

Удоканское медное месторождение в Забайкальском крае обещает стать одним из крупнейших месторождений меди в мире. Запасы руды составляют 60% всех медных запасов России. Освоение месторождения осложняют отсутствие инфраструктуры и экстремальные климатические условия горной местности. Месторождение находится в 30 км от станции Чара на Байкало-Амурской магистрали. Проект реализуют  «Ростехнологии» и «Металлоинвест», он предусматривает строительство горно-обогатительного комбината. Общая стоимость работ составит более 100 млрд руб.  Последняя точка в реализации проекта должна быть поставлена в 2016 году. Сейчас на месторождении ведутся геологоразведочные и технологические работы, идет проектирование объектов промышленной, социальной и транспортной инфраструктуры.
Вообще, ярким примером реализации ГЧП-проекта в промышленности назову строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Инициаторами строительства выступили правительство Республики Татарстан и компания «Татнефть», которая стала основным инвестором и координатором строительства. Реализация проекта была начата в 2006 году и к настоящему моменту уже находится в финальной стадии. Окончание строительства намечено на следующий год, а первый пусковой комплекс уже функционирует в полном объёме.

«Татнефть» на собственные средства возводит производственные мощности, а государство с привлечением средств Инвестфонда модернизирует внешнюю инфраструктуру. Речь идет о подъездных железнодорожных путях, нефтепроводе с  перекачивающей станцией и трубопроводе для готовой продукции. На эти цели предусмотрено выделение из средств Инвестфонда порядка 16,5 млрд руб., а  общая стоимость проекта составляет около 200 млрд руб.  Комплекс обеспечит регион продукцией нефтепереработки мирового уровня, даст толчок развитию внутри- и межрегиональной интеграции предприятий нефтехимии.  Только на первом этапе его функционирования будет создано более 3000 новых рабочих мест, построено жилье для работников, детский сад и санаторный комплекс.

Социальный аспект в проектах государственно-частного партнерства всегда довольно весом. Практически все крупные ГЧП-проекты предусматривают значительную модернизацию социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, решают проблему занятости, стимулируют социально-экономическое развитие региона и, как следствие, повышают уровень жизни населения в целом.

Комментарии
Прямой эфир