Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Региональные аэропорты могут стать безопаснее для полетов

«Промышленные инвесторы» предложили внедрить новую методику захода на посадку
0
Региональные аэропорты могут стать безопаснее для полетов
фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Группа «Промышленные инвесторы» предложила правительству внедрить процедуру «неточного захода на посадку» воздушных судов в российских аэропортах с  использованием навигационных приборов ГЛОНАСС или совмещенных ГЛОНАСС/GPS. Данная инициатива согласуется с планами авиавластей оснастить весь авиапарк спутниковым навигационным оборудованием.

В октябре такие предложения были направлены заместителю председателя правительства Сергею Иванову, сообщил «Известиям» президент «Промышленных инвесторов» Сергей Генералов.

— Мы считаем, что широкое применение данного метода в сочетании с использованием систем искусственного видения (EFVS) может существенно повысить безопасность полетов, особенно при осуществлении посадок в условиях ограниченной видимости в небольших региональных аэропортах, не оборудованных наземными инструментальными посадочными системами, — пояснил свое предложение Генералов.

Официальная позиция чиновников по этому поводу пока неизвестна. Впрочем, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) уже поддержал эти предложения, сообщил «Известиям» источник, близкий к организации. В Росавиации не смогли дать комментария по этому вопросу.

Для внедрения нового в России метода потребуется внести изменения в действующие федеральные авиационные правила и еще в ряд нормативных документов. Кроме того, необходимо будет провести высокоточную геодезическую съемку препятствий в районах аэродромов, что позволило бы создать электронную базу, необходимую для использования в системах раннего предупреждения о приближении к земле (TAWS), добавляет Генералов. Это позволило бы увеличить точность определения пространственного положения самолетов при совершении захода на посадку.

Реализовать данные предложения Сергей Генералов предлагает на базе производственных возможностей петербургской компании «Транзас», в развитие которой «Промышленные инвесторы» вложили около 1,5 млрд рублей.

Стоимость приборов ГЛОНАСС/GPS не будет радикально отличаться от просто GPS, считает главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Впрочем, серьезная сложность может возникнуть с установкой такого оборудования на воздушные суда иностранного производства, которые российские авиакомпании активно закупают. Источник «Известий», близкий к МАКу, говорит, что в ближайшем будущем это практически невыполнимая задача, поскольку потребуется одобрение приемников ГЛОНАСС зарубежными авиационными властями, а также проведение переговоров с разработчиками импортной авиатехники.

Но в конечном итоге, считает Пантелеев, с учетом высокого потенциала российского рынка перевозок иностранные авиапроизводители вполне могут пойти на то, чтобы интегрировать совмещенные навигационные приборы в бортовые системы своих воздушных судов.

В настоящее время в России разрешено использовать на воздушных судах бортовые приборы GPS (после проведения контрольных испытаний). Такая практика была внедрена еще в 1998 году приказом Федеральной авиационной службы. Однако в то время применять эти навигационные приборы допускалось исключительно на этапе основного полета, то есть вне зоны аэродромов. В 2002 году Минтранс разрешил использовать стационарные приемники GPS для выполнения неточного захода на посадку, но лишь в случае соблюдения комплекса необходимых условий.

В гражданской авиации существуют несколько систем захода на посадку (иными словами, методик), которые делятся на точные и неточные в зависимости от бортового и наземного оборудования. Неточные методы в основном используются при полетах в небольшие аэропорты, не оборудованные радиотехническими средствами захода на посадку.

Между тем после крушения летом этого года в Карелии самолета Ту-134 стало понятно, что пилоты российских авиакомпаний систематически нарушают утвержденный регламент использования приемников GPS. Одной из причин этой катастрофы стал заход на посадку по GPS в сложных метеоусловиях и с нарушением действующих требований. В Росавиации провели проверку и пришли к выводу, что этот случай носит не единичный характер.

График поэтапного оснащения гражданских воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS уже подготовлен Министерством транспорта. Все отечественные самолеты и вертолеты, выпускаемые после 2011 года, должны быть укомплектованы приборами с системой ГЛОНАСС. А те, что были выпущены в России ранее, должны быть дооборудованы до 2015 года. На иностранной авиатехнике российских авиакомпаний эти приборы должны появиться только с 2017 года.

Комментарии
Прямой эфир