Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Спор о том, что первично — образование или запросы экономики, извечен. Это, как тот самый спор о том, что появилось раньше — курица или яйцо. Так и здесь существуют две точки зрения на взаимодействие экономики и образования.

Одни считают, что образование — это своего рода сервис, который должен работать в соответствии с запросами экономики, другие полагают, что система образования в этом вопросе первична и должна формировать новый технологический уклад. Пожалуй, истина, как всегда, посередине.

Образование должно решать обе задачи. С одной стороны, это функция сервисная, которая позволяет удовлетворять потребности рынка труда. С другой стороны, образование также должно формировать новые технологические уклады. И в этом смысле образование и экономика должны очень тесно взаимодействовать, потому что новые технологические уклады формируются в том случае, когда накопились определенные изменения в уже существующих. Эти изменения в дальнейшем приводят к новому — качественному — технологическому скачку.

Но изменения эти формируются не только системой образования, но и новыми исследованиями, новыми запросами общества. То есть это совокупность действий очень многих участников рынка — потребителей и производителей, исследователей, преподавателей.

В России есть вузы, которые совершенно спокойно можно отнести к тем, которые действительно формируют новые уклады. А есть вузы, которые с трудом можно техникумами назвать. Это серьезный дисбаланс, который говорит о том, что система образования сегодня нуждается в серьезном реформировании.

Совершенно очевидно, что первыми шагами этой реформы должно быть более точное реагирование образования на потребности экономики. Важнейшей вехой является переход на образовательные стандарты третьего поколения, которые представляют собой переход на систему «бакалавриат–магистратура». Процесс очень значимый, потому что горизонт планирования трудовых ресурсов большинства компаний не превышает 2–3 лет (речь о планировании трудовых ресурсов с конкретными компетенциями). Существовавшая система специалитетов, которая подразумевала подготовку специалистов в течение пяти лет, просто не укладывалась в этот горизонт планирования. Новая система более гибкая именно с точки зрения работодателя. Бакалавр получает общие компетенции, которые потом может дополнить в магистратуре или получив дополнительное профессиональное образование.

Если сравнивать взаимоотношения системы образования и экономики в странах, которые традиционно имеют высокие рейтинги в сфере образования, то мы увидим, что там тоже поддерживается баланс. Например, система высшего образования в США, с одной стороны, действует в соответствии с запросами экономики. Там нет системы распределения государственного заказа на подготовку специалистов, которая функционирует в России, потому что там одним из самых читаемых изданий среди абитуриентов и всех, кто планирует получать дополнительное образование, является ежегодный отчет U.S. Bureau of labor statistics. Это многостраничный документ, в котором показаны ретроспектива и перспектива потребностей экономики в конкретных кадрах с конкретными компетенциями, показан примерный уровень оплаты труда этих кадров, а также требования к образованию. Почему это самое читаемое издание в США? Потому что если вы неправильно выбрали свою образовательную траекторию, то вы потеряли не только деньги, но и время. И в Америке это понимает каждый.

Если говорить о второй стороне — деятельности по изменению технологических укладов, то тут нужно отметить очень важную тенденцию, которая существует в большинстве ведущих экономик мира. Суть ее в том, что все крупные корпорации и компании стараются делать свои R&D-центры (центры исследований и разработок) на базе университетов. И этому есть вполне рациональное объяснение. Университеты сочетают высокий научный потенциал и наличие кадров в лице молодежи. Это сочетание позволяет очень быстро переносить самые последние знания, полученные в результате научных исследований, в образовательный процесс, что и способствует смене технологических укладов. Трансляция самых последних данных научных исследований в учебный процесс, по сути, позволяет готовить специалиста будущего и новые технологические уклады, которые сегодня еще не существуют.

В этом смысле я убежден, что России необходимо перенимать успешный зарубежный опыт — мы слишком долго шли «своим путем». Все уже давно изобретено. Конечно, это не означает, что мы не должны быть самобытными в каких-то отдельных вопросах. Россияне вообще очень креативная нация, но это не значит, что нужно каждый раз изобретать велосипед. Если есть опробованные и доказавшие эффективность технологии e-learning, зачем что-то придумывать? Если мы точно знаем, что есть успешный опыт реализации инновационной цепочки и роста капитализации стартапов, почему бы не проанализировать лучшие зарубежные практики и не внедрить их у себя?

Автор — ректор Дальневосточного федерального университета

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...