Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Як-42 погубили тормоз и фенобарбитал

Эксперты МАКа, как и ожидалось, назвали причиной катастрофы под Ярославлем ошибки экипажа
0
Як-42 погубили тормоз и фенобарбитал
Место крушения Як-42, фото: LIFE NEWS/Александр Давашкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) поставил точку в двухмесячном расследовании авиакатастрофы Як-42 в Ярославле, в которой погибли 44 человека, в том числе игроки хоккейного клуба «Локомотив». Вина за трагедию была возложена на экипаж.

На конференцию приехала внушительная делегация из Ярославля: местные журналисты, чиновники администрации, родственники хоккеистов и спортивные боллельщики. Всего собралось около сотни человек  – актовый зал в здании МАКа на Большой Ордынке был практически  полон.

Над сценой разместили огромный экран, на котором показали видеоролик крушения ЯК-42 - от разгона до падения. На экране отображались положение самолета, показания приборов.  Звучала запись переговоров экипажа. Картинка прервалась одновременно с последним криком пилота.

Видео прокомментировали эксперты. По данным специалистов, 7 сентября в момент взлета Як-42 взлетно-посадочная полоса ярославского аэропорта Туношна была свободной, метеоусловия — нормальные, а топлива в баках Як-42 — достаточно. Взвешивание багажа не проводилось, но, по мнению экспертов МАКа, на полет это не повлияло. МАК также сообщил, что аэропорт Туношна, с которого взлетал Як-42, не имел международной лицензии на пассажирские перевозки.

Самолет был технически исправен и до момента падения его корпус не разрушался.

По словам председателя экспертной комиссии Алексея Морозов, для выявления причин авиационной аварии специалисты впервые в истории России провели реальный эксперимент. Летчики на точно таком же самолете создали  ситуацию, аналогичную той, что предшествовала аварии.

- И результаты теоретического и практического экспериментов совпали, - подытожил Морозов.

Ранее считалось, что причиной катастрофы мог стать случайно включенный на Як-42 стояночный тормоз, но, по данным экспертов, в момент взлета он был выключен.

У экспертов возникло много вопросов к авиакомпании «Як-Сервис», эксплуатировавшей  самолет. Как выяснилось, штат не был укомплектован квалифицированными инструкторами и пилотами, тренажерная подготовка проводилась формально, выявлены грубые нарушения во всех сферах обучения пилотов.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян заявил, что в компании «Як сервис» не было контроля за действиями экипажей.  Есаян заявил, что пилоты «даже не знали летного веса», во время полета матерились в эфире и «говорили о чем хотели».

Новостью стало то, что в крови второго пилота, Игоря Жевелова, были обнаружены следы препарата на основе фенобарбитала, который затормаживает реакцию человека.

С 2005 года у пилота, по информации МАКа, были серьезные проблемы с чувствительностью ног и рук. Именно поэтому нейропсихолог прописывал ему препараты.
Ведущий психофизиолог по летным испытаниям академик Владимир Пономаренко рассказал «Известиям», что  неврозы, ипохондрические состояния, нейрососудистые расстройтва находят у 18% летчиков. Врачи считают, что к заболеваниям и износу психики приводят стрессы и ненормированный труд. 

- Летные экипажи брошены на выживание, - утверждает Пономаренко. - Расслоение в оплате в 2-4 раза создает условия для перекупки экипажей. Но почему сотни тысяч пассажиров должны летать с летчиками, уставшими, потерянными, обременными бедностью и думами совсем не о полете?

Как и предполагалось ранее, причиной катастрофы названа ошибка летчиков при отжатии тормозов. Экипаж так и не смог поднять нос самолета из-за торможения задних колес.

Эксперты МАКа полагают, что один из пилотов с силой тянул на себя штурвал, но при этом не рассчитал силу, с которой давил педаль тормоза. При разгоне самолета рычаги взлета были поставлены неправильно, другой пилот не заметил незначительного нажатия на педаль, что сказалось на скорости.

Эксперты так и не определили, кто именно из пилотов «дожимал» при взлете тормоз. Как выяснилось, экипаж Як-42 обучался на Як-40, где несколько иная конструкция педалей тормоза.

— Они должны были прекратить полет, когда увидели, что передняя стойка шасси не поднималась. И все бы остались живы, — сообщил заслуженный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян.

Лётчик-испытатель 1 класса Василий Севастьянов считает, что если бы самолет даже не задел мачту,  то он все равно бы упал из-за заваливания на левое крыло и превышения критического угла атаки.

Комиссия, расследующая крушение Як-42, состояла из экспертов всех стран, чьи граждане погибли в авиакатастрофе, а также специалистов авиакорпораций «Иркут», ОКБ имени Яковлева, «Мотор Сич».

Накануне заявления МАКа семьи и коллеги погибших пилотов заявили «Известиям», что намерены потребовать проведения нового объективного расследования с привлечением независимых специалистов.


Комментарии
Прямой эфир