Хеллоуин в Москве — не в школе, так в клубе


Фонарики-тыквы на батарейках и монстры с доставкой на дом — в ночь с 31 октября на 1 ноября Россия вместе с западным миром отмечает Хеллоуин. Среди главных поклонников праздника и потребителей сопутствующих товаров — московские школьники.
Департамент образования Москвы c 2003 года заявляет о недопустимости проведения в столичных школах мероприятий, посвященных Хеллоуину. Это решение объясняется тем, что в празднике «присутствуют элементы религиозного содержания (культ смерти, глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла), что противоречит светскому характеру образования государственных образовательных учреждений». Это разрушительно для психики и духовно-нравственного здоровья учащихся, считают в департаменте. Если же в школе праздник все же проводится, протодиакон Андрей Кураев советует родителям заявлять о нарушении инструкций департамента.
— В рамках деятельности образовательных учреждений дети защищены от мракобесия, в которое превращается празднование Хеллоуина. Однако они сталкиваются с искушением посетить куда более опасные вечеринки в развлекательных клубах, — считает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). — Нельзя переложить функцию воспитания целиком на школу: это ответственность родителей.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель московского храма святых Космы и Дамиана в Шубине, считает, что лучше не разрешать детям участие в вечеринках на Хеллоуин.
— Вообще повеселиться и потанцевать можно, но зачем привлекать чертовщину? Зла и разрушительных сил и так достаточно в мире. Тратить время на контакты с нечистой силой просто жалко.
В качестве альтернативы западному празднику Борисов предлагает не пляски и развлечения, а День народного единства 4 ноября.
— Надо брать с Запада хорошее, а не плохое: припадаем к трубе, думая, что это водопроводная, а она — канализационная, — так оценил протоиерей Александр Борисов статус Хеллоуина на русской почве.
Что же страшного в том, чтобы нарядиться ведьмочкой или вампиром?
— Не только для верующих, но и для атеистов смерть — это всегда тайна, и когда она низводится до уровня развлечения, когда проводятся шуточные ритуалы, это приводит к профанации святых понятий, — предупреждает игумен Петр (Еремеев).
Для Еремеева альтернатива Хеллоуину (исторически кануна Дня всех святых в католической церкви) — праздник Пасхи, который говорит о смерти как об этапе вечной жизни.
— Большего по насыщенности переживаниями дня не найти. Там есть место и народному ликованию, и богослужению, и радости, и застолью, но нет фривольности. Смерть в свете Пасхи воспринимается не как что-то ужасное, что нужно высмеять, чтобы не сойти с ума от страха, а как таинственная встреча с Христом.
Впрочем, в некоторых школах формы сопротивления Хеллоуину принимают не религиозную, а педагогичную форму. Праздник американский, а в любой школе изучают иностранный язык. Вот и задают детям выучить длинные тексты об истории праздника: запомнить, в каких кельтских племенах Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) дохристианской эпохи появились основные обряды или почему римский папа Григорий VI выбрал именно 1 ноября для Дня всех святых. В России, кстати, 31 октября — день работников следственных изоляторов и тюрем. То ли невеселый курьез, то ли — еще одна российская альтернатива западному празднику, полагает московский священник отец Николай Солодов.