Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В мире пальто

В Москве открылась выставка Яниса Кунелиса, одного из самых известных художников наших дней
0
В мире пальто
Экспонаты выставки Яниса Кунелиса, фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На каждое московское биеннале приглашаются художники-звезды. Правда, не до каждого биеннале они добираются. Так, до сих пор остается нереализованной одна из самых ярких идей биеннале-2009 — проект британского скульптора Энтони Гормли, связанный с установкой на крышах зданий в центре Москвы человеческих фигур, отлитых из чугуна. В компетентных органах предложенный организаторами список зданий для тотального произведения искусства сочли тогда тактически неверным.

В этом году биеннале вновь могло остаться без одного заграничного специального гостя (другая приезжая знаменитость, Уильям Кентридж, благополучно открыл свою экспозицию в «Гараже»). Хотя 75-летний Янис Кунелис, итальянский художник греческого происхождения, все сделал для того, чтобы выставка в Шоколадном цехе «Красного Октября» состоялась. Для своей новой инсталляции, названной S.T. (SenzaTitolo — «Без названия»), он заказал в Италии пошив более 200 пальто. В старых добрых традициях их задержала российская таможня. Пришлось изыскивать пальто на месте, в основном на складах «Мосфильма» и «Ленфильма». В итоге сейчас верхняя одежда лежит в одном из цехов бывшей кондитерской фабрики в самом центре Москвы.

В мире пальто

В некоторые пальто завернуты музыкальные инструменты: трубы, валторны, скрипки, есть даже небольшой барабан. Выглядит как оркестр павших музыкантов. Между пальто проложены настоящие трамвайные рельсы. На них стоит детская коляска — неожиданный отсыл к хрестоматийной коляске, катящейся по Одесской лестнице в фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Да и вся инсталляция — своеобразная дань русской культуре, столь популярной в Италии в годы молодости Кунелиса: гоголевской «Шинели», «Бедным людям» Достоевского и бесконечным размышлениям на тему бедности и гордости «маленького человека».

Одновременно эти распростертые на полу пальто оказываются и символом надежды, возрождения, восстания из мертвых. Говорят, сам процесс их выкладывания превратился в художественную акцию. Кунелис замирал с одеждой в руке, словно концентрируя энергию, а затем резким движением бросал ее на пол. По описаниям похоже на мастерство японского каллиграфа, рисующего иероглифы сильными движениями кисти. Но есть и видеозаписи, документирующие сам процесс создания инсталляции, — жаль, что их не показывают на выставке, они бы многое прояснили публике в ситуации, когда сам автор отказывается интерпретировать собственное творение.

Отсутствие у произведения Кунелиса конкретного названия приводит к увеличению его смысловой емкости: слишком много значений хранит в себе созданный им образ, его невозможно свести к одному высказыванию и одной метафоре.

Кунелис стоял у истоков знаменитого движения «Арте повера» («Бедное искусство»). Он трижды участвовал в важнейшей выставке актуального искусства в немецком Касселе — в проходящей там раз в пять лет выставке «Документ». Причем каждый раз в новом качестве: то как живописец, то как рисовальщик, то как скульптор.

Новая работа Кунелиса, вероятнее всего, останется в России. Вскоре ее покажут в центре современного искусства в Нижнем Новгороде, а затем автор подарит ее, вместе с еще одной своей работой, музею московского Государственного центра современного искусства (ГЦСИ организовывал выставку на «Красном Октябре»). Подарки музею, в коллекции которого уже более 2 тыс. произведений, необходимы. Возможности для закупок у него скорее условны, хотя в последнее время и удалось приобрести работы таких знаменитостей, как Дэмиен Хёрст, Клод Левек, братья Чепмен и Пол Маккарти. В 2015 году ожидается открытие собственного помещения музея в районе метро «Бауманская» (по слухам, на месте бывшего рынка, там, где когда-то собирались возводить здание для Гёте-института и Французского культурного центра). Для постройки будет, видимо, использован проект, подготовленный в свое время мастерской Михаила Хазанова для здания музея ГЦСИ на Зоологической улице, его лишь подкорректируют с точки зрения этажности и ландшафта.

Выставка на «Красном Октябре» продлится до 27 ноября

Комментарии
Прямой эфир