Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Когда хулиганам дают краски

В галерее Церетели правят бал художники-некрореалисты
0
Когда хулиганам дают краски
Режиссер Евгений Юфит, фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Даничев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Представьте картину - зима, заиндевевшая советская электричка, скрипя, отправляется с вокзала. Вдруг в вагон вбегает моряк с пилой наперевес, за ним несутся санитары в белых халатах. Пассажиры озираются изумленно, не предполагая, что в данный момент они все оказываются актерами-статистами. Также они не знают, что впоследствии моряк сгинет в лесу не без участия санитаров, которые не лечат, а калечат, а все происшедшее будет заснято на пленку, чтобы стать потом короткометражкой, фильмом главного художника-некрореалиста Евгения Юфита.

Сегодня Петер Вайбель, куратор Московской биеннале (спецпроектом которого проходит ретроспектива некрореалистов), называет это течение одним из самых серьезных в современном искусстве. В 1980-же, когда в среде петербургских художников некрореализм только начинался, о глубоких философских материях никто особенно не задумывался. Сам Юфит, отец-основатель некрореализма и главный на сегодня его представитель, вспоминает, что поначалу деятельность была «дикой и бессмысленной».

Начиналось все с фотографии: художники разрисовывали лица масками зомби, имитировали сцены суицида или зверские убийства. Потом Юфит начал документировать перформансы, делая из получившегося видео короткометражные фильмы, хулиганские, гротескные, сюрреалистичные, выглядевшие здоровой рефлексией на происходившее в стране и искусстве. Учрежденная в 1985-м Юфитом студия «Мжалалафильм», объединившая разнообразных деятелей радикального толка, выпускает ленты, хорошо звучащие уже названиями: «Санитары-оборотни», «Мочебуйцы-труполовы», «Вепри суицида». После Юфит с соратником и единомышленником Владимиром Масловым перешли на полный метр. Не сменив, впрочем, тематики и не оставив брутального черного юмора: к примеру, в фильме «Серебряные головы» персонаж кончает с собой, привязав конец веревки к дереву и с петлей на шее разогнавшись вокруг на роликовых коньках. Реакция на первую «большую» ленту «Папа, умер Дед Мороз» (1991) была, мягко говоря, неоднозначной. «Папа, умер некрореализм», - так обозначили свою позицию критики. Тем не менее, говорить о смерти некрореализма (простите за каламбур)  было очень рано. Фильм взял гран-при на Международном фестивале в Римини, и сейчас, 20 лет спустя интерес к жанру не иссяк .

 Выставка «Некрореализм», занявшая четыре этажа ММСИ в Ермолаевском, собрала десятки фото-, видео-, живописных работ и инсталляций апологетов некрореализма как прошлого, так и нынешнего, XXI века. Евгений Юфит, не сдающий позиций по сей день, говорит, что и сейчас в его фильмах продолжают участвовать те, кто когда-то начинал в перформансах. С этажа на этаж, снизу вверх, по словам куратора выставки Олеси Туркиной, надо подниматься, как от жизни к смерти. Идти придется будто по лесу, как тому моряку, между березовых и сосновых стволов, подпирающих потолок: как бы не выскочили откуда санитары-оборотни.

До 27 ноября

ММСИ, Ермолаевский пер., 17

Комментарии
Прямой эфир