Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство вместе с «партией власти» в разгар предвыборного сезона решили провести налоговую амнистию. Списанию подлежит налоговая задолженность физических лиц (что вполне объяснимо — юридические пока не голосуют), сформированная до 2009 года. Это пока все, что достоверно известно. Далее показания расходятся. По одним данным, амнистия направлена на списание ошибочно сформированной задолженности. По другим, вместе с ошибочными начислениями будут списаны и вполне себе законно начисленные долги, которые не были до сих пор взысканы. И логика в этом, безусловно, имеется: что толку вести учет задолженности по миллионам налогоплательщиков, все сроки взыскания которой давно прошли, а средний размер в 1 тыс. рублей на человека делает взыскание экономически нецелесообразным? 

Однако помимо решения вполне оправданных предвыборных задач и облегчения жизни налоговым органам, одним махом избавляемым и от тягот взыскания, и от необходимости отличать свои ошибки от результатов недобросовестного поведения налогоплательщиков, можно с уверенностью спрогнозировать результат и совершенно иного порядка. И этот результат, на мой взгляд, может перевесить все реальные и мнимые выгоды предлагаемой амнистии. 

Для начала, называть списание ошибочно (по вине госорганов) начисленных платежей «амнистией» — оригинально, но не вполне точно. Это все равно как амнистировать меня по делу об убийстве президента Кеннеди, которое я, для начала, не совершал, и если где-то записано иначе, это не мои проблемы, амнистировать меня не надо. Поэтому — давайте называть вещи своими именами — «амнистируемыми» по этой категории долгов являются разве что сами госорганы, красиво прощающие себе собственные ошибки. А вот амнистия в виде безусловного списания полной суммы основного долга и начисленной пени по обоснованно начисленной налоговой задолженности, пускай даже и нереальной ко взысканию в силу истечения (отдельный вопрос — по какой причине) сроков исковой давности — это серьезный сигнал. Сообщение обществу о том, что налоги можно платить — а можно и не платить. О том, что разницы между плательщиком и неплательщиком —никакой. Одни спят спокойно, потому что заплатили, другие — потому что у них крепкие нервы. А значит, идиотом в этой ситуации является тот, кто платил. И единственный вопрос, который возникнет у населения (не называть же «гражданами» тех, кто не платит налоги!): а почему списывают только налоговые долги? Как насчет платы за ЖКУ? Свет, воду, газ? Штрафов за нарушение ПДД? Прочей «административки»? Алиментов, наконец?  Давайте спишем все — чего мелочиться-то? 

Нормальная амнистия предполагает некое добровольное движение амнистируемого навстречу обществу и представляющему его интересы государству. Как минимум — признания долга или вины; желательно — еще и уплаты части недоимки. В классическом варианте налоговой амнистии налогоплательщику предлагается уплатить сумму основного долга (или, скажем, его часть) в добровольном порядке и получить в обмен право на списание пени (и, возможно, части основного долга) плюс освобождение от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату. В этом случае экономическая целесообразность сочетается с поддержанием в общественном сознании уважения к конституционной норме об обязательности уплаты гражданами законно установленных налогов — сигналом крайне важном для построения полноценного гражданского общества и основанной на предпринимательской инициативе экономики. 

Предложенная же форма «амнистии», повторюсь, пока что представляется мне изящным и безусловно эффективным сочетанием решения собственных проблем госорганов и очередным патерналистским посылом государства подведомственному населению: «Я все прощу». Ни сильное гражданское общество, ни инновационная экономика, ни крепкий средний класс, ни современная демократия на такой почве, увы, не вырастут.

 Автор — эксперт консультативной рабочей группы при Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Комментарии
Прямой эфир