Россия и Китай, возможно, спасут Европу


Недаром во времена всех последних кризисов развитые страны с надеждой смотрели на государства, условно объединенные в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Правда, изначально речь шла о том, что последние станут локомотивом экономического роста и вытянут за собой весь мир. Но вот новый поворот — богатейшие страны готовы пойти с протянутой рукой к своим развивающимся коллегам. Испробовав все способы решения долговых проблем, Евросоюз намерен обратиться за финансовой помощью к государствам БРИКС.
Что и стало, пожалуй, самым важным, хотя и кулуарным, результатом саммита ЕС, который начал свою работу в минувшие выходные. Главы европейских стран всерьез обсуждают возможность участия в том или ином виде развивающихся государств в своем стабилизационном фонде.
Однако это маловероятно, убежден руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов:
— Пока не создан европейский фонд финансовой стабильности и не утверждена полностью его структура, непонятно, зачем странам БРИКС, которые не имеют к этому прямого отношения, создавать специальный инструмент.
Под помощью ЕС со стороны БРИКС в первую очередь понимается покупка различных финансовых инструментов, например, государственных облигаций наиболее пострадавших от кризиса стран (Испании, Италии). И вроде бы, к примеру, в России деньги есть. Сейчас золотовалютные резервы страны составляют $516,8 млрд. Да и кредитный рейтинг Испании и Италии пока позволяет включать их бумаги в портфель ЦБ. Вопрос — зачем так рисковать, учитывая низкую ликвидность и ненадежность облигаций этих государств. К тому же в свое время российский ЦБ избавился от испанских обязательств, а итальянские в портфеле (данные на 1 января 2011 года) не превышали 0,5%.
Еще один момент — если бы речь шла только об Испании и Италии, то вопрос рисков не стоял бы так остро, но в настоящее время странам еврозоны необходимы внешние инвесторы для рефинансирования текущих долговых обязательств периферийных государств вроде Греции и Ирландии.
— Cовокупный долг Греции составляет около €350 млрд, что практически эквивалентно золотовалютным резервам России, — напоминает старший аналитик финансовой компании «Анкоринвест» Андрей Захаров. — В первую очередь ЕС рассчитывает на страны с высоким уровнем золотовалютных резервов — Китай и Россию. Очевидно, что ЕС будет выпускать облигации под гарантию фонда финансовой стабильности. Главный вопрос состоит в том, на какой срок будут выпущены бумаги и какова будет процентная ставка. Не исключено, что Россия могла бы диверсифицировать свои золотовалютные резервы за счет покупки единых облигаций Европы и изменить структуру владения государственными казначейскими облигациями США.
В российском Минфине также не видят целесообразности в индивидуальной односторонней поддержке отдельных европейских стран и выступают за коллективные меры по преодолению кризисных явлений в финансовой сфере. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе ведомства.
По мнению председателя правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергея Санакоева, возможно, европейцы больше рассчитывают на помощь Китая.
— Безусловно, более других на роль страны, которая готова оказать финансовую помощь, из всех государств БРИКС подходит Китай, — отмечает эксперт.
По словам Сергея Санакоева, на текущий момент Китай уже оказывает финансовую помощь некоторым странам Европы — Греции, Италии, Исландии, Дании, Норвегии, однако речь идет исключительно о скупке суверенных долгов на десятки миллиардов долларов.
— Китай готов на увеличение помощи, но только если финансовые вливания будут оформлены как суверенные долги, — полагает Санакоев. — Впрочем, может пойти и на скупку гособлигаций. Инструменты не так важны, главное, что это должны быть четко оформленные государственные обязательства.
Действительно, в последнее время Китай начал постепенно переводить свои средства из казначейских обязательств Соединенных Штатов в европейские бумаги. По данным американского минфина, только за июль этого года Поднебесная сократила свои вложения в трэжерис на $37 млрд. C Россией все еще значительно интереснее. В течение года российский ЦБ сократил вложения в казначейские бумаги США со $173,7 млрд до $97,1 млрд (на $76,6 млрд). Поэтому вопрос диверсификации для России является весьма актуальным. Как считает Марсель Салихов, нужно учитывать, что Китай является претендентом номер один на оказание помощи ЕС.
— Нам имеет смысл в рамках этих переговоров блокироваться в первую очередь с Китаем для выработки единой позиции. Как основным участникам БРИКС, которые могут предоставить финансовые ресурсы, нужно вместе добиваться больших привилегий, — говорит Салихов.
Если две страны, которые совокупно владеют резервами более чем в $3,5 трлн, объединятся в помощи европейским странам, то это, безусловно, отразится на противостоянии двух основных мировых валют.
— Такой альянс укрепил бы европейскую валюту по отношению к доллару. Кроме того, вслед за крупнейшими инвесторами потянутся и все остальные. Вероятнее всего, остальные игроки тоже начнут перекладываться из трэжерис и долларов в евро и долговые европейские бумаги, — полагает начальник аналитического отдела ИК «Арбат Капитал» Сергей Фундобный.
Но аналитик подчеркивает, что это ни в коем случае не означает, что американская валюта потеряет свои позиции.
— Сейчас евро торгуется на уровне 1,40 к доллару. Возможно, соотношение будет 1,45, но не более того. Доллар все равно останется валютой номер один в мире, — не сомневается Фундобный.