Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Правительство РФ упростило порядок получения статуса ветерана боевых действий
Общество
Число пострадавших при теракте в «Крокусе» увеличилось до 382 человек
Культура
В Москве начала работу ярмарка современного искусства Art Russia
Общество
Экс-министр здравоохранения Ростовской области приговорена к 4,5 года колонии
Авто
УАЗ возобновил производство экспедиционных версий авто
Мир
В Нью-Йорке протестующие пацифисты прервали выступление Байдена
Мир
В Польше подняли в небо авиацию из-за якобы активности России
Мир
Спикер парламента Армении заявил о стремлении страны в Евросоюз
Общество
Четвертую скважину на руднике «Пионер» не смогли пробурить до расчетной глубины
Мир
Палестинские дети запустили воздушных змеев в Газе в знак стремления к миру
Мир
Выживший при ударе танка ВС РФ по Bradley пленный ВСУ рассказал об атаке
Интернет и технологии
Более 124,4 тыс. материалов было удалено соцсетями в 2023 году по требованию РКН
Интернет и технологии
Антенны с метаповерхностью обеспечат РФ спутниковой связью
Мир
На Украине сообщили о повреждениях тепловых и гидроэлектростанций
Спорт
Глава МОК Бах признал влияние политики на деятельность организации
Авто
В России за прошедшие сутки произошло 176 ДТП

Агитация за «Единую Россию» должна дополняться агитацией за Медведева как за будущего премьера

Политолог Виталий Иванов — о причинах появления идеи «большого правительства»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О «большом правительстве» Дмитрия Медведева сейчас говорят много. Кто-то считает его предвыборным проектом, который позволяет организовывать дополнительные информационные поводы. Кто-то называет «большое правительство» вторым изданием Общероссийского народного фронта (ОНФ). Кто-то рассуждает о мобилизации сторонников Медведева и перспективах их партийного объединения.

На самом деле в общем-то правы все. Хотя этим оценкам не хватает системности.

«Большое правительство» — действительно предвыборный проект. Во-первых, Медведев возглавляет список «Единой России» (и руководит ее кампанией вместе с Владимиром Путиным). Во-вторых, он номинирован на пост председателя правительства. Это означает, что думские выборы по факту сделались еще и референдумом о согласии на назначение Медведева премьером. Как я уже не раз писал, у нас косвенным путем введен электоральный порядок легитимации главы правительства — один из важных элементов парламентской формы республиканского правления. (Да, мы не собираемся переходить к парламентской республике, но это не значит, что нельзя заимствовать отдельные ее институты и практики.) В этой связи кроме собственно парламентской кампании необходимо проводить, если угодно, премьерскую, соответствующим образом выстраивая агитацию, PR и пр. То есть агитация за «Единую Россию» должна дополняться агитацией за Медведева как за будущего премьера (именно как за будущего премьера). Отсюда следует потребность в презентации как минимум контуров будущей правительственной программы и состава кабинета. В рамках проекта «большого правительства» Медведев ставит задачи, заявляет приоритеты, а также отбирает и представляет свои кадры — будущих министров, идеологов, консультантов и пр. Нельзя раскрыть всю подготовительную работу по формированию нового кабинета. Но можно частично «опубличить» этот процесс и даже сделать его в известном смысле интерактивным. Прежде ничего подобного у нас не устраивалось.

Медведевское «большое правительство», как и путинский ОНФ, призвано формировать и укреплять обратную связь между обществом и властью, консолидировать вокруг правящего тандема и партии власти общественные, политические, экспертные организации и сообщества, готовые к конструктивному сотрудничеству. Но о полном тождестве, разумеется, речи не идет. Главной задачей ОНФ стало идейное и кадровое обновление партии власти, ее парламентских фракций за счет привлечения новых людей. «Большое правительство» же призвано сформировать пул структур и персоналий, способных вместе с партией выступать опорой и кадровым резервом будущего премьера и его кабинета. Естественно, эти проекты не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга. Тем более оба завязаны в конечном счете непосредственно на «Единую Россию».   

«Большое правительство» допустимо рассматривать и в контексте партстроительства. Но только учитывая, что партией Медведева была и останется «Единая Россия». И что он, вероятно, возглавит ее после выборов (о такой возможности уже высказывался руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин). Естественно, новый председатель должен будет запустить обновление руководящих органов, усилить их за счет партийцев, хорошо показавших себя в ходе кампании, активистов ОНФ и, безусловно, членов общественного комитета «большого правительства». В этом смысле последнее — новый «лифт» для гражданских активистов, экспертов, предпринимателей, управленцев, желающих участвовать или уже участвующих в политической деятельности. Не все они получат посты в исполнительной власти, не все к этому стремятся. Но кто-то найдет себя именно в партийной работе, кто-то в дальнейшем будет выдвинут в депутаты или сенаторы.

«Единая Россия» по факту никогда не охватывалась и не исчерпывалась ее формальной структурой. То есть, грубо говоря, не все единороссы обязательно имеют партийные билеты. (Сказанное касается, кстати, отнюдь не только отдельно взятой «Единой России», примерно так же обстоят дела у КПРФ, «Справедливой России», «Яблока» и др.) У нас, с одной стороны, со времен разгрома КПСС у многих осталось, мягко говоря, настороженное отношение к партийности. С другой — современные реалии таковы, что люди зачастую не стремятся формализовывать свои отношения с партией власти. Одни ценят возможность дистанцироваться от того, с чем они не согласны, другие просто пренебрегают «бумажками». Как бы то ни было, но фактических единороссов не меньше, а то и больше, чем официальных.

Еще в начале 2000-х годов «Единая Россия» ввела у себя институт «сторонники партии». В дальнейшем их, а также, если угодно, союзников и попутчиков объединяли и организовывали через партийные дискуссионные клубы (Центр социально-консервативной политики, либерально-консервативный клуб «4 ноября», Государственно-патриотический клуб), «Движение в поддержку Путина» (2007), форум «Стратегия-2020» (2008) и т.д. Все эти проекты были по-своему успешными. Как для партии, так и для многих их участников. Очевидно, что «большое правительство» тоже перспективно. Кто не опоздает, тот успеет.  

Комментарии
Прямой эфир