Депутаты хотят вывозить мусор из Сочи


Группа депутатов выезжает на место 25 октября, говорится в резолюции, подписанной спикером Госдумы Борисом Грызловым.
По информации «Известий», депутаты посетят закрытый мусорный полигон в Адлере и действующий полигон в районе поселка Лоо. Также парламентарии отправятся на объекты «Базового элемента» Олега Дерипаски — на площадку в междуречье Буу–Хобза, где планировалось разместить захоронение твердых бытовых отходов, и строящийся Сочинский мусороперерабатывающий комплекс (75% принадлежит структурам «Базэла», остальное — городу Сочи).
Мусорные полигоны в Сочи исторически располагались в черте природных зон Черноморского побережья. В 2009 году оргкомитетом Олимпиады была утверждена концепция «Игры без отходов и в гармонии с природой»: документ исключает сжигание и захоронение отходов. Однако до достижения поставленной цели еще далеко.
Поводом для отправки парламентской группы стало письмо главы Счетной палаты Сергея Степашина к Борису Грызлову (есть у «Известий»). В документе Степашин обращает внимание на неэффективность расходования средств на решение экологических проблем. В частности, там упоминается закупка мусоросжигательного завода, соответствующего европейским стандартам, который так и не был запущен (его списали на металлолом).
Сейчас весь мусор из Сочи «свозится на единственную несанкционированную свалку на горных склонах рядом с поселком Лоо, которая не соответствует элементарным санитарным и экологическим требованиям».
«Испарения и смрад перманентно горящих отходов охватывают курортную зону от Дагомыса до Вардане», — говорится в документе.
В администрации Сочи утверждают, что закрытие старых и ввод новых полигонов были синхронизированы. «К сожалению, инвестор проекты еще не завершил. Из-за этого сроки закрытия свалки в Лоо несколько раз откладывались. Сейчас это май 2012 года», — пояснил «Известиям» консультант департамента городского хозяйства Сочи Александр Голдобин.
В «Базовом элементе» не согласны с такой постановкой вопроса.
«Проект строительства в Сочи нового полигона приостановлен, поскольку горожане категорически против того, чтобы на территории Сочи были захоронения мусора, — пояснили в компании. — Сейчас администрация Сочи рассматривает другие варианты размещения».
В «Базэле» подчеркнули, что претензий к строительству мусороперерабатывающего комплекса в Сочи нет ни со стороны проверяющих органов, ни со стороны госкорпорации «Олимпстрой», ни со стороны Счетной палаты.
«Все обязательства компания выполнила — первая очередь комплекса введена в эксплуатацию. А по второй очереди пройдена экспертиза, подготовлена рабочая документация, есть разрешение на строительство и уже заказано оборудование, — заявили в «Базэле». — Хотелось бы, чтобы город Сочи как один из акционеров также принимал участие в проекте. Но, к сожалению, пока город должен СМК более 60 млн рублей за фактически предоставленные услуги по приемке и сортировке бытовых отходов».
Депутаты готовы предложить свое решение проблемы. Участник делегации, член комитета ГД по строительству и земельным отношениям Сергей Петров заявил «Известиям», что есть только один вариант — вывозить отходы за пределы территории, которая подпадает под Олимпийскую хартию, и заниматься переработкой мусора уже там.
«Вопрос в том, как правильно и с наименьшими потерями в рамках существующих тарифов организовать доставку и переработку», — говорит Петров.
В качестве альтернативы может быть предложен действующий полигон в Динском районе Краснодарского края.
Правда, в сочинской администрации не считают этот вариант оптимальным.
— Если на 200 км вывозить даже отобранный мусор на переработку, то полностью теряется экономическая привлекательность. А у нас куда везти? До Краснодара только 300 км, — объясняет Александр Голдобин. — У Олимпийского комитета к этим вариантам нет претензий. Просто нужно заставить инвестора поторопиться с реализацией контрактов. А если он не способен, то найти другого.
Никакой инвестор, однако, не сможет быстро решить главную проблему — очень слабую транспортную связь Сочи с «материком».
— К сожалению, мы пока имеем единственную магистраль, связывающую Сочи с остальной частью России, — она проходит вдоль побережья. Там недостаточно подъездных путей. Если мы еще направим поток автомобильного и железнодорожного транспорта, мы перегрузим дорогу, которая и так задыхается, — заявил «Известиям» старший координатор регионального отделения Всемирного фонда дикой природы на Северном Кавказе Роман Мнацаканов.