КС Украины назвал незаконными пленки из дела Гонгадзе


Конституционный суд Украины рассмотрел представление Службы безопасности Украины, которая просила КС растолковать положение ч. 3 ст. 62 Конституции «Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем», и полностью подтвердил его положения.
Таким образом, аудиозаписи, якобы тайно сделанные в 2000 году майором президентской охраны Николаем Мельниченко в кабинете президента Украины Леонида Кучмы, не могут быть доказательством, так как «получены незаконным путем».
В июле 2011 года адвокат Мельниченко Николай Недилько заявил, что обращение Службы безопасности Украины в Конституционный суд Украины по поводу толкования ст. 62 Конституции Украины произошло «именно тогда, когда досудебное следствие по уголовному делу, возбужденному против экс-президента Кучмы, подходит к своему концу, и «пленки Мельниченко» признаны в качестве доказательств по данному делу».
«Речь идет именно о тех доказательствах, которые получены негласным путем с помощью оперативно-технических средств, то есть в результате оперативно-технического документирования», — уточнял тогда Недилько.
Он также отметил, что не верит в то, что «обращение СБУ в Конституционный суд не связано с «пленками Мельниченко» и с расследованием «дела Гонгадзе», поскольку такие «стечения обстоятельств», как правило, СБУ не присущи в силу ее профессиональной деятельности».
Напомним, 2 ноября 2000 года в Таращанском лесу под Киевом нашли обезглавленное тело, в котором журналисты, родственники и эксперты опознали пропавшего оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе.
28 ноября 2000 лидер Социалистической партии Александр Мороз обнародовал в Верховной раде «пленки Мельниченко» — аудиозаписи, якобы тайно сделанные майором президентской охраны Николаем Мельниченко в кабинете президента Украины. На них Леонид Кучма обсуждает Гонгадзе как проблему поочередно с главой МВД Юрием Кравченко, генпрокурором Михаилом Потебенько, председателем СБУ Леонидом Деркачом и главой президентской администрации Владимиром Литвином. Таким образом, фигурантами скандала стали все руководители силовых ведомств Украины.
На одной из записей президент приказывает министру Кравченко «разобраться» с неугодным журналистом, а на другой Кравченко отчитывается перед Кучмой о выполненной работе. Экспертизы аудиозаписей, проведенные в США и Европе, признали подлинность голоса Леонида Кучмы. Однако из-за того, что записи Мельниченко производились на цифровой диктофон, эксперты не смогли ни доказать, ни опровергнуть возможность ее последующего монтирования. Украинские власти настаивали на невозможности доказать отсутствие монтажа.
Опубликовавший пленки Мельниченко позже бежал в США, опасаясь мести силовиков, однако неоднократно утверждал о своей готовности сотрудничать со следствием.