Турции напомнили о курдском вопросе


В ночь на 19 октября курдские боевики, действующие на юго-востоке Турции, провели одну из наиболее дерзких операций за последние годы. Скоординированной атаке подверглись пять блокпостов турецкой армии в провинции Хаккари. Убито как минимум 26 военнослужащих, сами курды через свои сайты рапортуют о 50 убитых.
Многие тут же вспомнили о недавних заявлениях главы МИД Израиля Авигдора Либермана, пообещавшего «дать адекватный ответ на агрессивную риторику Турции» путем «активизации сотрудничества с историческими врагами турок», в числе которых, наряду с Арменией и Грецией, значились и курдские сепаратисты.
В Израиле, собственно, и не отрицают, что уже много десятилетий оказывают военную помощь пешмерга — отрядам курдских сепаратистов, добивающихся создания независимого Курдистана на территории современных Турции, Ирака и Сирии.
— В годы правления Саддама Хусейна курды были для нас прекрасным фактором сдерживания Ирака, — рассказал «Известиям» эксперт израильского Института исследований национальной безопасности (INSS) Йоэль Гусанский. — Контакты, наработанные в то время в руководстве Курдской рабочей партии (РКК) и отрядах пешмерга, никуда не делись. Сегодня их вполне можно применить для сдерживания антиизраильских поползновений Анкары.
Отношения между Израилем и Турцией, напомним, испортились за последние месяцы до степени фактического разрыва дипломатических контактов. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана заявляет о правах Турции на роль регионального лидера Ближнего Востока и пытается завоевать симпатии арабского мира с помощью антиизраильской риторики.
За широкими ближневосточными планами правительство Турции просмотрело обострение курдской проблемы у себя в тылу, считает ведущий аналитик санкт-петербургского Центра изучения ближнего Востока Александр Сотниченко.
— С момента своей победы на выборах в 2002 году Партия Эрдогана «Справедливость и развитие» пыталась завоевать популярность среди курдов, и это им в целом удалось, — рассказал Сотниченко «Известиям». — Но на выборах в июне 2011 года Эрдоган попробовал отобрать голоса у светских националистов и заговорил о единстве Турции в нынешних границах и необходимости борьбы с сепаратистами.
В итоге светские националисты все равно прошли в парламент, а умеренные курды, объединенные в партию «Демократическое общество» и добивавшиеся автономии в составе Турции, разочаровались в Эрдогане.
На волне настроений «от турок ничего хорошего не жди» активизировались радикальные группировки внутри РКК. Одна из них, «Свободные соколы Курдистана», уже взяла на себя ответственность за атаку в Хаккари.
Реакцию Анкары на случившееся несложно было предсказать. Турецкая армия уже начала массированную зачистку «баз террористов», большая часть которых находится на территории Ирака, а точнее — Иракского Курдистана, получившего от американцев фактическую независимость после свержения Саддама Хусейна.
Курдское правительство Маcуда Барзани оказалось в крайне сложном положении. С одной стороны, иракские курды не хотят ссориться с Турцией, с которой у них в последние годы установились вполне конструктивные отношения. С другой стороны, Барзани не может не предоставить помощь и убежище своим турецким соплеменникам, так как боевики РКК и им сочувствующие могут стать серьезным дестабилизирующим фактором в самом Иракском Курдистане. Курдская проблема, ушедшая было за последние годы в тень, снова грозит масштабной дестабилизацией региону.