Полиции разрешили собрать ДНК насильников и убийц


Правительство утвердило порядок обязательной геномной регистрации опасных преступников, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Образцы крови будут собраны у всех маньяков, насильников и убийц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, чтобы их проще было найти.
— Человек всегда оставляет за собой невидимые следы из частиц своей же плоти — кожи, слюны, пота, волосков, — рассказала «Известиям» начальник отдела экспертиз биологических объектов Экспертно-криминалистического центра МВД Анна Рыбакова. —
ДНК-анализ стопроцентно определяет, кому принадлежат эти следы. Сверив
«генный след» с места преступления с ДНК, которое храниться в базе, мы
будем точно знать, совершал ли этот человек преступления ранее.
Кроме того, эксперт надеется, что с помощью банка данных ДНК заключенных удастся раскрыть ранее совершенные преступления.
МВД занялось созданием геномной базы в 2009 году после принятия закона «О государственной геномной регистрации». Однако в банк данных попадали только те ДНК, которые изымались из биологических следов, найденных на месте преступления. У осужденных анализ не брали — не был прописан механизм сбора материалов.
— Теперь они будут сдавать кровь на специальные носители, и эта кровь будет поступать в наши подразделения, — объясняет Рыбакова. — Мы будем получать ДНК и помещать их в базу.
По словам Рыбаковой, в первую очередь кровь будут сдавать лица, отбывающие наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также маньяки и педофилы. Собирать образцы и направлять их в региональные лаборатории должны будут тюремные медики.
Между тем ежегодно из мест лишения свободы освобождается около 300 тыс. ранее судимых лиц. Оказавшись на свободе, бывшие заключенные совершают каждое пятое преступление. База данных ДНК поможет быстро вычислять рецидивистов.
Сейчас в геномном хранилище МВД собрано 20 тыс. ДНК, которые были обнаружены на местах преступлений. Среди них — ДНК «битцевского маньяка» Александра Пичушкина.
— Возможно, что люди, оставившие эти следы, сейчас отбывают наказания за другие преступления, — говорит Рыбакова.
Правозащитники надеются, что геномная регистрация поможет выявить и судебные ошибки.
— Cоздание геномного хранилища даст возможность более точно определять личность подозреваемого, — считает правозащитник Валерий Борщев. — Меньше будет ошибок следствия и судебных, поэтому чем больше будет информации, тем лучше.
Он не исключает, что после экспертиз всех осужденных суды будут вынуждены взяться за пересмотр старых уголовных дел.
— Есть люди, которые сидят за те преступления, которых не совершали. ДНК могут пролить свет на подобные дела, — говорит Борщев. — По закону можно пересматривать уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Если в делах будут появляться новые данные, опровергающие предыдущие, то теоретически возможен и пересмотр дел, но на практике российские суды неохотно идут на это, замечает эксперт.