На лучшую долю


Рынок частных инвесторов лихорадит. С одной стороны, на нем сложилась благоприятная ситуация для входа: биржевые индексы снижаются, «голубые фишки» и акции второго эшелона падают в цене. С другой – точных прогнозов по возможности прихода новой волны кризиса и степени ее глубины никто не берется давать.
Эксперты полагают, что катастрофичный сценарий маловероятен, однако гарантировать восходящий тренд никто не берется. «Конечно, можно просчитывать все ситуации, в том числе и негативные. Но все же лучше надеяться на лучшее, тем более что точных прогнозов никто не способен дать», – говорит Рубен Аганбегян, президент Московской международной валютной биржи (ММВБ). Его позицию поддерживает Григорий Исаев, руководитель группы торговых операций с фьючерсами ИК «Тройка Диалог»: «Ждать кризиса стоит, но надо и надеяться, что его не будет. Вероятны ли дальнейшее падение и кризисные явления? Вполне, но я все же надеюсь на более позитивный сценарий».
Все ниже, и ниже, и ниже
В пользу «веры в лучшее» говорит тот факт, что регуляторы фондового рынка не планируют введения «ручного» управления рынком, практикуемого в кризис 2008 года. Тогда ФСФР выпустила предписание о приостановке торгов на час при повышении технического индекса более чем на 10% относительно цены закрытия предыдущего торгового дня и при его снижении более чем на 5%. Накануне принятия этого решения оба биржевых показателя закончили торги рекордным обвалом – в среднем на 13 – 14%. Вводя «ручную» практику управления, регулятор стремился стабилизировать рынок в условиях сильной турбулентности и снять панику на торгах.
Однако в подобной практике сегодня нет нужды, считают специалисты. На днях под руководством ФСФР было проведено совещание с участниками финансового рынка и представителями Банка России. Там и обсуждались вопросы, связанные с функционированием российского финансового рынка в период повышенной волатильности. «Участники рынка согласились, что текущая рыночная ситуация выглядит более стабильной, нежели осенью 2008 года, и не требует постоянного вмешательства в ход торгов со стороны регулятора, – говорит Рубен Аганбегян. – Все сошлись во мнении, что приостановка торгов до окончания торгового дня в случае резких колебаний цен на рынке нецелесообразна». Тем временем ММВБ и РТС подготавливают предложения по совершенствованию регулирования в части механизмов приостановки и возобновления торгов, которые затем будут направлены в ФСФР.
На долгий срок
Пока российский рынок акций планомерно снижается. Две недели назад, к примеру, вниз его двинули новости из Европы, где рейтинговое агентство S&P снизило рейтинг Италии с «A+» до «A» с прогнозом «негативный». «Добавила негатива ВТО, понизившая прогноз увеличения объема мировой торговли на 2011 год. Свои «три копейки» внесло рейтинговое агентство Moody's, которое понизило рейтинги восьми греческих банков и суверенный кредитный рейтинг Словении. Падающая на новостях с валютного рынка нефть также добавила пессимизма российским акциям. В итоге российский рынок акций по итогам недели пробил еще один уровень поддержки у значения 1320 пунктов индекса ММВБ – а это уровень августа 2010 года», – отмечает Павел Крапчитов, управляющий директор УК МДМ. Российский рынок акций вышел из периода консолидации, а так как ситуация с долговым кризисом в Европе далека от завершения, то аналитики в краткосрочной перспективе не ожидают быстрого подъема.
Подобная волатильность на рынке не способствует росту числа долгосрочных инвесторов – «цемента» рынка, – которые могли бы поддержать его в сложные времена. К тому же на их количество и качество в большей степени влияют другие факторы. Долгосрочных инвесторов в России всегда мало, и не потому что у нас инвесторы плохие, отмечает Григорий Исаев. Это объясняется объективными причинами. Чтобы изменить число инвесторов, у нас должны появиться акции инвестиционного качества. «Это не значит, что у нас нет крупных компаний, – они есть. Но у нас мало компаний, имеющих прозрачную отчетность и занимающих на открытом рынке открытые позиции, – мало по сравнению с другими странами. То есть у нас фактически не во что инвестировать. Да, есть «голубые фишки», но не всегда инвестиции в них разумны», – полагает эксперт.
Кроме того, в России действуют высокие процентные ставки по депозитам, которые не способствуют привлечению людей на фондовый рынок. Отдельный вопрос – дивидендная доходность. «Если у нас появятся акции, в которые стоит инвестировать и которые при этом будут приносить дивиденды, плюс произойдет снижение процентных ставок, то у нас будет огромный взрывной рост числа инвесторов. Пока этого не случится – никакого роста не произойдет», – подытоживает Исаев.