Удачный момент


В конце лета появился прогноз, что сбережения, вложенные в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), к концу года обесценятся на 60 – 70%. Прогноз не сбылся, инвесторы вздохнули с облегчением, правда, не забыв при этом вывести из фондов несколько сотен миллионов рублей. Сегодня ситуация на рынке опять накаляется, однако сыграть можно и на понижении. О том, когда наступит удачный момент зайти в рынок, Елене Березиной рассказал президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.
После падения рынка в 2008-м ПИФы находятся в тени. Что происходит на рынке коллективных инвестиций сегодня?
После кризиса 2008 года основная масса людей, к сожалению, проспала 2009 год и попыталась поймать удачу за хвост, лишь когда рынок заканчивал рост: в конце 2009 года мы стали наблюдать постоянный чистый приток пайщиков в ПИФы. В первой половине 2010 года также были надежды на рост, потом люди стали более осторожны. Приток был в основном в фонды облигаций или денежного рынка, то есть в более консервативные, надежные инструменты, но с меньшей доходностью.
Значит, портрет пайщика изменился?
Да, сейчас это люди, которые приходят на рынок не для того, чтобы удвоить свои капиталы, а для того, чтобы переиграть инфляцию, которую депозиты на сегодняшний день переиграть не могут. Впрочем, депозит и не создан для того, чтобы переигрывать инфляцию. Единственный инструмент для обычных людей, которые не хотят каждый день открывать свои брокерские счета и смотреть, что у них происходит на бирже, это как раз паевой инвестиционный фонд. У этого инструмента есть будущее, что подтверждают 5 миллионов поляков, 70% американцев, 40% немцев и французов, которые инвестируют в ПИФы.
А в России сейчас какая ситуация?
У нас сегодня открыто свыше 2 миллионов счетов, около 500 тысяч пайщиков – индивидуальных лиц. Может быть, не очень большая цифра для России, но это те люди, которые уже получили финансовое образование на практике и которые с этого рынка не уйдут.
Рынок показал свою надежность, он не рухнул в кризис 2008 года, и, когда в 2009 году у нас были банкротства (речь идет о банкротстве УК «Пиоглобал Эссет Менеджмент». – «Известия»), пайщики все свои средства получили обратно. Рынок отлично регулируется, все условия для нормальной работы созданы, есть контроль со стороны государства – ФСФР, есть контроль со стороны негосударственных институтов, это в первую очередь специализированные депозитарии. Риски не получить свои средства назад просто-напросто отсутствуют. Что касается инвестиционной стратегии, то она меняется. Люди понимают, что надо инвестировать в самые разные инструменты, в индекс в том числе, но желательно не тогда, когда он вырос. К примеру, индекс рос весь 2009 год, к концу года люди стали заходить, а правильнее было бы делать это постепенно и постоянно.
В 2010 году люди инвестировали в фонды облигаций, так как понимают или предчувствуют, что в экономике не все спокойно и стабильно. С другой стороны, они понимают, что доходность фонда облигаций выше, чем доходность депозита при одинаковых по сути условиях. Если говорить в целом, то в 2010 году и до мая 2011 года мы видели приток пайщиков. Сейчас этот процесс остановился – СЧА (стоимость чистых активов) ПИФов уменьшается, но в основном за счет падения стоимости активов, которые находятся в фондах. Бегства пайщиков мы не наблюдаем.
В какие ПИФы по отраслям сейчас лучше вкладываться?
Отрасли меняются. К примеру, один год очень хорошо показала себя «нефтянка», фонды шли вверх вместе с ценой на нефть, а в 2011 году они не очень хорошо себя показывают. 2009 год запомнился цветными металлами и тяжелой промышленностью: рост был больше 100%. В этом году все надеялись на ритейл – считали, что этот сектор выстрелит.
Не стоит забывать, что, инвестируя в какой-то отдельный сектор, вы берете на себя дополнительный риск. Если говорить про горизонт инвестирования в 5 лет и выше, то лучше инвестировать в индексный фонд либо в фонд акций. Так вы диверсифицируете свои риски. Слепо верить в то, что в течение 5 лет именно ваш сектор, который вы выбрали, будет развиваться, – опасно. Ни один аналитик на 5 лет вперед просчитать это не сможет. Все мы помним, что нам обещали цену на нефть и 200 долларов, и 50, и обе в течение последних двух лет.
Вы упомянули ритейловые фонды? Насколько они привлекательны сейчас для инвесторов?
Их преимущество в том, что в любой, даже самый страшный кризис люди не перестанут кушать, одеваться, ходить в магазины и удовлетворять свои основные потребности. Ритейловые фонды – это ПИФы потребительского сектора. Люди не перестанут потреблять, они могут ограничить себя в поездках на машинах, цена на нефть может упасть, но люди все равно продолжат покупать себе вещи и продукты питания как минимум. Этот сектор будет развиваться, а пока он в России развивается, можно в него инвестировать. Но есть и дополнительные трудности.
Что вы имеете в виду?
У нас в ритейле, как, впрочем, и во всех других сегментах, очень мало достойных эмитентов. Поэтому ни один фонд не может полностью состоять из бумаг крупных компаний, работающих в этой отрасли. Чтобы создать 100% СЧА фонда, придется на 60% взять все, что можно, с рынка ритейла, а 40% набирать за счет нефти, газа, металлов, банковского сектора. К сожалению, рынок такой, какой он есть. Впрочем, у нас мало отраслей, где наберется достаточное количество эмитентов для создания четкого отраслевого фонда. По большому счету состоять исключительно из бумаг своего сектора могут только ПИФы нефтяного, газового, банковского сегментов, цветной и черной металлургии. Больше я ничего не вижу, всем остальным будет не хватать эмитентов.
Недавно на рынок вышли фонды с участием иностранных эмитентов. Как вы их оцениваете?
Это интересный продукт, но я бы не стал вкладывать в него все средства. Мы живем в России, и вкладываться надо в ту валюту, которой больше всего пользуемся, – рубль. Но для диверсификации это хорошая возможность, и небольшую часть активов – примерно 10% – можно вложить в эти фонды. Вы можете играть на паре рубль – евро или рубль – доллар и получать доход непосредственно от роста этих экономик. Если мы говорим про Европу, это, конечно, сейчас Германия – немцы постоянно растут – их ВВП вырос в 2010 году на 2,5%, в этом году они ожидают роста не менее 2%.
Какие новые возможности для коллективного инвестирования могут появиться?
Они уже появились – это телекомы. Правда, телеком в России это, с одной стороны, экономика, а с другой – политика. Во-первых, непонятно, будет ли у нас «Связьинвест» когда-либо приватизирован, а если будет, то в каком объеме. Курс взят на приватизацию, но впереди – выборы, а если рынки упадут, то вряд ли государство пойдет на приватизацию по заведомо низкой цене. Скорее всего, будут ждать дальше. Так что телекомы выстрелить могут. Однако при долгосрочном инвестировании привязываться к телекому пока не стоит: это спекулятивный инструмент, наиболее доходный при инвестировании на срок в 2 – 3 года.
На какую доходность рассчитываете по итогам 2011 года?
Сложно что-то сказать, так как до конца года почти целый квартал. В прошлом месяце мы упали на 8% за две недели, поэтому сказать, что может случиться за 3 месяца, нереально. В нынешних условиях турбулентной экономики власти обещают инфляцию на уровне 7,7 – 8%. Если доходность перекроет ее на 2 – 4%, это будет превосходно. 10 – 12% годовых, я думаю, в этом году смогут обеспечить, скорее всего, фонды облигаций, ну и, возможно, какие-то секторные фонды. Пока сложно сказать какие.
А в 2012-м?
А вот если мы упадем в этом году еще больше, то как раз в конце года и следует заходить в ПИФы. Здесь важна психологическая точка зрения – тяжело заходить в тот актив, из которого все выходят или которого все боятся. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Надо понимать: на падении – на этой волне «ах, все пропало, все рушится» – и стоит заходить в ПИФы.