Помощь со стороны


Прошел год с момента, когда депутат Госдумы РФ Павел Медведев начал параллельно выполнять функцию финансового омбудсмена в России. О своей работе, наивных заемщиках и их типичных ошибках он побеседовал с обозревателем «Известий»
Инной Зубаревой.
С какими проблемами люди приходят к вам чаще всего?
За год к нам поступило 2838 обращений, львиная доля которых – от заемщиков, попавших в трудное положение. Основная часть споров приходится на потребительские кредиты, небольшие займы, долги по которым очень быстро растут, если их не обслуживать. Типичный разговор:
– Я же 10 тысяч взял, а теперь 100 тысяч должен.
– Так вы же пять лет не платили!
– Ну и что?!
Обычная схема такова: человек взял карту, с которой связан некоторый минимальный платеж. Заемщик, совершая этот минимальный платеж, думает, что он в конце концов избавляется от долга вообще, а на самом деле платит только за использование средств.
В чем заключается ваша помощь как омбудсмена?
Приведу самые распространенные случаи: человек долго не платил по кредиту, банк собирается передать дело в суд, но мы уговорили не делать этого. Либо заемщик что-нибудь нарушил при обслуживании кредита, а банк должен сообщить об этом в бюро кредитных историй – мы уговорили банк не сообщать. Встречаются и откровенно глупые ситуации: заемщик несколько раз терял график платежей, банк дал эти документы один раз бесплатно, потом начал требовать деньги за новый комплект бумаг. Средства небольшие, но при уже существующем напряжении в отношениях каждая копейка кажется чрезвычайно важной. Иногда человек приходит просто за советом, спрашивает, как поступить, если банк предлагает несколько вариантов решения проблемы, какой выбрать. Разъясняем заемщику, что ожидает его в том или ином случае. Это мы считаем маленькими, крошечными видами помощи. Доля таких «небольших» успехов в общем объеме работы была на 31 мая 42,4%, в июне – уже 58,8%, в июле – 59,4%, а в августе – 73%.
А если говорить о более заметных достижениях?
Типичная крупная помощь – договоренность о реструктуризации. Большой успех – когда банк соглашается уменьшить штрафы, а грандиозный – когда прощает долг полностью. Грандиозных случаев в нашей практике было совсем мало – всего десяток. Но они порождают надежду. Общая динамика существенных успехов: до мая – 5,5%, май – 9%, июнь – 12,7%, июль – 8,3%, август – 9%.
В каких случаях удается простить долг?
Когда заемщику стало совсем плохо, например, он превратился в тяжелого инвалида. Мало того что такому человеку не под силу расплатиться с долгом, он, как правило, испытывает острый моральный дискомфорт, который делает страдания, вызванные болезнью, совершенно невыносимыми. Такие люди вызывают наше глубокое сочувствие, но, оказывается, не только наше, но и как минимум некоторых банкиров и сотрудников коллекторских агентств. Замечу, что простить долг очень непросто. Это ведет не только к утрате средств кредитором, но и к напряжению в его отношениях с надзорным органом. Дело в том, что по закону о банках и банковской деятельности банк обязан предпринять все усилия, чтобы вернуть кредит.
Всем ли вы можете помочь?
Конечно, нет. Именно поэтому я не устаю повторять: кредит – дело серьезное. Недопустимо рисковать, заимствуя деньги на безделушки вроде модного дорогого мобильника. Именно поэтому я прошу сограждан не прятать голову под крыло, когда возникли трудности с обслуживанием долга. Немедленно сообщать в банк и просить о реструктуризации кредита. Если не удастся договориться с банком, обращаться ко мне. К сожалению, немало случаев, когда мне люди жалуются на суды, уже разрешившие так или иначе спор с банком. В таких случаях я точно ничего сделать не могу. Вмешиваться в работу судов запрещено законом. Правда, справедливости ради должен сказать, что финансовая грамотность россиян растет не по дням, а по часам. Если в начале моей омбудсменской деятельности жалобы на суды составляли половину всех обращений, то теперь – около четверти.
Есть определенный список банков, открытых к переговорам?
Мы сотрудничаем с 68 банками, 5 коллекторскими агентствами, 3 страховыми компаниями, 2 ломбардами и объединениями микрофинансовых организаций. Все они за редчайшим исключением относятся к нашим просьбам внимательно и уважительно. Некоторые финансовые организации находятся в особенно тесном контакте с нами. Они «прикрепили» к нам по сотруднику, которые быстро, по звонку реагируют на наши просьбы. К сожалению, мы не вправе оглашать список организаций, которые к нам относятся особенно дружественно, так как это выглядело бы как наше участие в конкурентной борьбе.
Понятно, что большинство проблем людей возникают из-за их финансовой безграмотности. Неужели ситуация не меняется к лучшему?
Это не так. Значительную часть неприятностей можно объяснить лишь происками рока. Должник исправно обслуживал долг, но вдруг заболел тяжелой болезнью или потерял работу – не потому, что плохо выполнял свои обязанности, а потому, что его предприятие не выдержало снижения цен на нефть и обанкротилось и т. п. Более того, если сравнивать с 90-ми годами – сейчас по улицам ходят почти сплошь финансовые гении, но, разумеется, хватает и наивных людей. Их внимание я хочу привлечь к новой ловушке, которую им приготовила судьба: с начала года как грибы растут так называемые микрофинансовые организации. Принят закон, опираясь на который ловкие люди начинают вести себя очень агрессивно. Они предлагают мгновенные кредиты, но под 2% в день. Уже появились первые жертвы этих микрокредитов, их еще очень мало, но лиха беда начало.
Уважаемые сограждане! Если, прежде чем взять кредит в банке, я прошу вас подумать до семи раз, то перед тем, как решиться на заимствование под 2% в день, я заклинаю вас поразмышлять до семидесяти раз.