Предотвращение разливов нефти будут анализировать на целесообразность


Чиновники хотят установить требования к прогнозированию объемов возможных разливов нефти и нефтепродуктов, рассказал «Известиям» источник в одном из заинтересованных ведомств. Планируется разработать специальный документ, в котором компаниям будет предписано руководствоваться принципом разумной достаточности, то есть надо будет найти баланс между затратами на предупреждение чрезвычайных ситуаций и величиной снижения ожидаемого ущерба окружающей среде.
В профильном министерстве природных ресурсов и экологии о таком документе не знают. Минприроды уже разработало и законопроект о внесении изменений в законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» и «О континентальном шельфе». Правительство еще летом внесло этот документ в парламент, и сейчас он готовится ко второму чтению, рассказали в пресс-службе.
Находящийся в Госдуме законопроект для поддержания экологической безопасности бесполезен. Ни о какой разумной достаточности и нормальных механизмах финансирования в нем речь не идет, говорят экологи.
— Концепцию разумной достаточности Минприроды пообещало нам вынести в отдельный законопроект, о котором мы еще ничего не слышали, — заявила советник по экологическому праву Всемирного фонда дикой природы Екатерина Хмелева. — Мы предлагаем ввести стратегическую экологическую оценку. Разработать цельную программу освоения шельфа, чтобы понять, какие будут социально-экономически и экологические последствия.
В случае если разумных средств может оказаться недостаточно, проект вообще не должен реализовываться.
— В Арктике разливы нефти ликвидировать особенно трудно, и последствия у них будут гораздо страшнее, чем в теплом Мексиканском заливе. Ни одна компания таких затрат не выдержит. Поэтому мы предлагаем создать специальный фонд на случай ликвидации последствий аварии. «Скидываться» в него должны все компании, работающие на шельфе, — подчеркнула Екатерина Хмелева.
До сих пор принцип разумной достаточности прописывался только во внутренних документах компаний. Например, в «вероятностном анализе безопасности магистральных нефтепроводов» «Транснефти» есть пункт «принцип разумной достаточности: мероприятия по обеспечению безопасности планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов, сроков и экономической обоснованности».
Но здесь нужна осторожность, принцип «разумной достаточности» может оказаться пагубным, предупреждает руководитель программы по экологизации нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников. Ведь пока по российским законам количество средств реагирования и оборудования рассчитываются исходя из возможных масштабов аварии, предполагаемого размера нефтяного пятна. Есть регламенты, определяющие количество бонов, запас реагентов, число автомобилей. Теперь же компаниям могут позволить самим решать, на чем можно сэкономить, мол, «от маленьких заводов и вреда немного», опасается эксперт.
И опасения не напрасны.
— С природой лучше не шутить. Предсказать все ситуации невозможно. С другой стороны, сейчас часто проще отделаться штрафами. А на Западе более гибкая система требований сочетается с усилением наказания вплоть до уголовного. Если не будет системы наказания, то все на это наплюют, — говорит источник в крупной нефтяной компании.