«Люди должны быть совершенно независимы в своих решениях»


«Известия» обратились к лауреату премии Американской киноакадемии, председателю российской оскаровской комиссии Владимиру Меньшову с просьбой прокомментировать позицию авторов открытого письма, написанного известными кинематографистами в ответ на новую инициатиу академии «Золотой Орел».
— Российская оскаровская комиссия всегда существовала при какой-то организации. Раньше — при Госкино, затем — при Союзе кинематографистов, в последние годы — при академии «Золотой Орел». Почему именно сейчас вы поставили вопрос о его независимости?
— Потому что последние события, связанные с выдвижением фильма «Цитадель», показали, насколько опасна ситуация, когда в решение подобных вопросов вмешиваются взаимоотношения «начальник-подчиненный». Люди должны быть совершенно независимы в своих решениях. Для меня лично таинственным кажется словосочетание «президиум академии «Золотой Орел». Кто эти люди? Кто их выбирал? Почему они должны влиять на судьбу выдвижения фильмов на «Оскар»?
— Но сам гипотетический список членов комитета, предложенный «Золотым Орлом», у вас вызывает возражения?
— Возражения вызывает не список, а принцип, по которому он составлялся. Мне непонятно, почему там должны быть только режиссеры и продюсеры. Почему учитываются только лауреаты главных призов на фестивалях — причем в некоторых случаях призов, полученных очень давно. Я бы включил туда и критиков, и операторов, и представителей других кинематографических профессий.
— То есть вам кажется более логичным принцип, предложенный КиноСозом, – когда всех членов комитета, помимо лауреатов и номинантов «Оскара», выдвигают гильдии?
— Самым логичным мне кажется, если мы сейчас соберемся оргкомитетом и совместно выработаем принципы преобразования российской оскаровской комиссии.
— Но на каких бы принципах не создавалась эта комиссия, она не может существовать без оскароносного Никиты Михалкова. Что будет, если он откажется войти в оргкомитет?
— Не знаю. Будем решать проблемы по мере того, как они возникают.