«Индикар» не простил пилоту превышения скорости


Англичанин Данни Уэлдон, чемпион серии «Индикар» 2005 года, двукратный победитель кольцевого марафона «Индианаполис-500» (в том числе этого года) погиб в результате столкновения на этапе «Индикар» в Лас-Вегасе. Всего разбиты 15 болидов, еще трое пилотов получили различные повреждения.
Это далеко не первая авария с гибелью гонщика в американской серии «Индикар». Предыдущий инцидент случился в 2006 году, жертвой стал пилот Пол Дэна.
Катастрофа произошла по сценарию, очень похожему на эпизод воскресной гонки «Формулы-1» в Корее, когда российский гонщик Виталий Петров сзади догнал болид Михаэля Шумахера.
Но последствия были разные. Если Петров просто уехал с трассы, да и Шумахера было можно без проблем объехать, то машина Уэлдона, который стартовал с предпоследнего 33-го места и пытался обогнать как можно больше противников, взлетела в воздух, ударилась о стену и загорелась. В образовавшийся костер стали влетать и другие болиды.
Этот инцидент наглядно показал разницу между «Индикаром» и «Формулой-1», где в последний раз авария со смертельным исходом случилась в 1994 году, когда погиб Айртон Сенна. После нее главным критерием дальнейшего развития «Формулы» стала безопасность гонщиков, тогда как американцы сделали ставку на скорость и зрелищность.
В каждой гонке «Индикара» участвует обычно около 40 машин (в «Формуле-1» — 24). В серии относительно короткие круги — есть трассы с кругом в 1 милю (1,6 км), в «Формуле-1» круг на большинстве трасс длиннее 5 км. Машины — примерно одинаковы. Едут все рядом друг с другом, вероятность столкновения возрастает.
— Это — следствие разницы менталитетов, всего развития автоспорта в Европе, прежде всего в Англии, где базируются 9 из 12 команд «Формулы-1», и Америке, — сказал «Известиям» советник президента Российской автомобильной федерации по организации этапа «Формулы-1» Игорь Ермилин. — Англо-европейская традиция — это соревнование в техническом совершенстве, это команды и конструкторы, конкуренция в технологиях и бюджетах, конкуренция в офисах.
Американцы же всю конкуренцию вынесли на гоночный трек. Они не вкладывают миллионы долларов в создание уникальных болидов, борьбу за снижение веса и прочие сложные технологии. Они ставят более мощные моторы и получают высокие скорости на более грубых, типовых машинах стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. Эти машины «Даллара» имеют высокий уровень безопасности и управляемости в соответствии с самыми жесткими стандартами Международной федерации автоспорта (FIA).
— «Индикар» отличается от «Формулы-1» в 10 раз большей плотностью борьбы на треке и вдвое более высокой скоростью, на которой эта борьба проходит. В Америке бы «Формула-1» не собрала такого рейтинга, она для них слишком скучная, — считает Игорь Ермилин.
Расстояние между автомобилями в потоке нередко менее метра. Максимальные скорости в «Индикаре» приближаются к 400 км/ч, средние — 320 км/ч. И всё это происходит в относительно узком кольце бетонных отбойников — уехать с трассы некуда.
— На этих скоростях никакая конструкция болида гонщику жизнь не спасет, внутренние органы не выдержат даже не удара, а самого замедления, которое происходит при столкновении машины с отбойником, — подчеркивает Игорь Ермилин.
Российские организаторы автогонок «Формулы-1» утверждают, что у них гораздо более высокие стандарты безопасности, чем в «Индикаре».
— Вопрос именно в организации движения, — говорит руководитель проекта Moscow Raceway (трасса стандарта «Формулы-1» в Волоколамском районе Московской области) Екатерина Бельцевич. — Гонки «Индикар» проходят на более высоких постоянных скоростях. В «Формуле-1» такие скорости локализованы на отдельных участках. Например, на нашей трассе максимальная скорость 311 км/ч достижима на одной прямой. И, конечно, шины и широкие зоны вылета предотвращают трагические последствия в большинстве случаев.
Американцы привыкли к острой борьбе на каждом метре гонки, в которой участвуют почти все, кто стартовал. В «Формуле-1» же редко борются больше четырех машин разом. Зато на американских трассах собирается до полумиллиона зрителей, а победитель каждой гонки может сразу получить $1 млн и больше.
Данни Уэлдону перед последним в его жизни стартом организаторы вообще обещали $5 млн, если он сумеет победить.