«Искусство задает вопросы, но никогда на них не отвечает»


После первого показа фильма «Аноним» в Москве исполнитель главной роли графа Оксфордского в фильме Рис Иванс ответил на вопросы «Известий».
— Как у каждого британца, у вас наверняка есть своя версия «шекспировского вопроса».
— О да! Это уж точно!
— Вы «страдфордец» или «антистрадфордец»?
— Мне кажется, что система доказательств «страдфордцев» сильно хромает. Нет никаких убедительных доводов, что человек, живший в Страдфорде-на-Эйвоне, занимавшийся актерством, а потом ростовщичеством, написал все эти великие пьесы. У тех, кто предполагает, что автором их был граф Оксфордский, аргументы гораздо более убедительные. И в то же время — не столь железобетонные, чтобы считать вопрос решенным раз и навсегда. Но мне кажется, куда более интересно выяснить, почему были написаны эти пьесы. И, согласитесь, если мы принимаем концепцию, что автор — граф Оксфордский, они становятся гораздо более политически заостренными, чем если бы их написал актер по фамилии Шекспир. Мне нравится, что однозначного решения этой шарады до сих пор не найдено. Большое искусство всегда задает большие вопросы, но никогда не отвечает на них.
— Знаю, что вы, читая сценарий, думали: как известному комику мне предложат роль Шекспира. Однако сыграли графа.
— Я встретился с Роналдом в его лондонском доме и сказал: «Полагаю, что ты думаешь обо мне как о Шекспире. Но если тебе хватит смелости, предложи мне сыграть Оксфорда». И я рад, что смелости ему хватило.
— Даже без проб?
— Нет, что вы! Пробы, конечно, были. Мы еще в Лондоне сделали их на видео. Потом были пробы в Берлине, и я знаю, что Роналду пришлось приложить немало усилий, чтобы отстоять перед студией мою кандидатуру. Все-таки это очень нестандартный ход. (Сам Эммерих сейчас говорит, что просто не представляет себе другого исполнителя роли Оксфорда в своем фильме. — «Известия».)
— А в остальном кастинге для вас было много неожиданностей?
— Конечно, я предполагал, что зрелую Елизавету сыграет Ванесса Редгрейв. А кто еще? На мой взгляд, Роланд идеально подобрал актеров на все роли, и несмотря на свою репутацию режиссера катастроф, очень внимательно с ними работал. И вот еще что важно: почти все занятые в фильме исполнители — театральные актеры. Люди, прекрасно знающие, что такое ансамбль. «Аноним» — ансамблевое кино. И, признаюсь, никогда в жизни я не чувствовал себя частью такого замечательного ансамбля.