Столичным чиновникам создадут лицо в соцсетях


Департамент информационных технологий Москвы будет проводить регулярные замеры присутствия столичных чиновников в социальных сетях и давать рекомендации коллегам о том, как лучше работать с так называемыми social media. На днях ведомство опубликовало первое исследование.
Выяснилось, что страницы в Facebook есть у пяти департаментов – культуры (995 подписчиков), СМИ и рекламы (3280 подписчиков), информационных технологий (139), культурного наследия (105), торговли и услуг (24). Причем большинство страниц появились этим летом или в начале осени. Новости в Twitter ставят всего три столичных ведомства — все те же департамент культуры, культурного наследия и информационных технологий.
Примечательно, что больше всего московских властных структур — 22 департамента — представлено в геолокационной сети Foursquare, российская версия которой была запущена лишь в начале сентября 2011 года. Всего в этой сети зарегистрировано 10 млн пользователей, но подавляющее большинство из них — американцы. Для сравнения: аудитория Facebook составляет порядка 800 млн человек (более 5 млн — в России), у Twitter — более 200 млн пользователей (русскоязычных — 1 млн). А вот самую популярную в стране социальную сеть «ВКонтакте», располагающую базой более 100 млн русскоязычных пользователей, московские чиновники не жалуют.
— Мы руководствовались исследованиями «Яндекс», в которых говорится, что москвичи в основном предпочитают Facebook и Twitter, — пояснил представитель департамента информационных технологий (ДИТ) Константин Горохов. — Это профессиональная среда, в которой проявляют активность не только обычные пользователи в своих личных делах, но и представители бизнеса. А мы должны продвигать себя и быть на связи с рынком.
Однако, как выяснил ДИТ, чиновники присутствуют в соцсетях «обезличенно», то есть от имени своего департамента. Личная страница в Facebook есть лишь у заместителя мэра Владимира Ресина, но она не обновлялась уже больше года. «Большинство госслужащих, присутствующих в соцсетях, не очень высокого уровня, то есть их имена никому ничего не говорят», — отметили в ДИТе.
Для завоевания доверия жителей города департамент рекомендует чиновникам выходить в сеть лично. Правда, у главы самого ДИТа Артема Ермолаева страницы в соцсетях нет, но недавно он начал общаться с гражданами через личный блог. Кроме того, исследователи отмечают «нерегулярность присутствия, формальный стиль сообщений, отсутствие обратной связи и интерактива», а также жесткую модерацию. Многие департаменты, опасаясь потока нелицеприятной информации, не позволяют комментировать свои сообщения и писать на «стене».
Чиновники отмечают, что на продвижение в соцсетях, как и на саморекламу московских госструктур в целом, бюджетных денег не выделяется даже в планах. Как пояснили в департаменте СМИ и рекламы, пресс-службы создают и поддерживают страницы в социальных сетях в рамках своих служебных обязанностей, никаких дополнительных штатных единиц на это не предусмотрено.
Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин считает, что этого и не требуется. «Чиновник — это не публичный политик, он не должен вкладывать гигантские средства в продвижение своей персоны и своего ведомства, он лишь выполняет задачи своего работодателя — государства, — пояснил он. — Если будет решено, что в его обязанности входит ведение страницы в Facebook, это нужно указать в должностной инструкции и выделить часть рабочего времени».
Теперь важно, чтобы подход к этой новой обязанности не был формальным. Так, в апреле 2010 года тогдашний мэр Юрий Лужков обязал всех московских чиновников завести блоги. И они действительно были созданы, но с тех пор практически не обновлялись.