Берлускони в 51-й раз просит Италию о доверии


Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони готовится к очередному, 51-му по счету с 2008 года, голосованию в парламенте по вопросу доверия его правительству. Оно должно состояться 14 октября.
Решение было принято после того, как во вторник в нижней палате оппозиционные депутаты «прокатили» экономический законопроект, предложенный правящей коалицией.
— Вотум доверия, которого потребовал премьер, — это попытка доказать, что его правительство легитимно, — говорит заместитель директора Института Европы РАН Алексей Громыко.
Еще одна цель, по мнению эксперта, — сбить пыл оппонентов и на какое-то время стабилизировать внутриполитическую обстановку. Премьер-министр понимает, что в нынешних экономических условиях вряд ли в Италии найдется политическая сила, готовая спровоцировать правительственный кризис.
— Берлускони подобрал подходящий момент, чтобы укрепить свое пошатнувшееся положение и получить некоторую передышку, — полагает итальянский политик, бывший депутат Европарламента Джульетто Кьеза. — Он думает, что сможет сейчас добиться желаемого в парламенте с помощью верных ему депутатов.
Однако положение премьера, считает Кьеза, остается крайне тяжелым. По сути он потерял контроль над парламентом, однозначную поддержку входящей в правящую коалицию «Лиги Севера». Кроме этого, от него отвернулась католическая церковь, и его рейтинг из-за этого стремительно падает.
Президент Джорджо Наполитано по существу взял на себя некоторые функции министра финансов и министра иностранных дел.
Алексей Громыко тоже полагает, что новый политический кризис в Италии свидетельствует: эра Берлускони клонится к закату. В тех форс-мажорных обстоятельствах, в которых работает правительство, ему все сложнее удерживаться на своем посту, спасать правящую коалицию от развала.
Не следует забывать, по его мнению, и о так называемых черных лошадках — дополнительных факторах, негативное влияние которых оценить весьма сложно. Речь идет, например, о ряде судебных процессов, открытых в отношении Берлускони, сексуальных скандалах. Эти факторы рано или поздно могут выстрелить и изменить всю картину.
— Сколько премьер сможет проработать в таких условиях, никто не знает, — говорит Кьеза. — Но большинство политических обозревателей в Италии ждут, что он сдастся и уйдет. Не исключено, что это будет добровольная отставка, хотя возможен и роспуск парламента по инициативе президента. Тогда — досрочные выборы.
Кьеза считает, что в случае ухода Берлускони российско-итальянские отношения вряд ли претерпят серьезные изменения. Кроме личной дружбы премьера с Владимиром Путиным нет ничего, что Россия потеряла бы. Сотрудничество не привязано к персоналиям и строится на прочной базе — контракт между «Газпромом» и Eni, например, действует до 2035 года.
— Я бы лично с удовольствием избавился от этого бремени, если бы не отдавал себе отчет, что правительственный кризис — последнее, что сейчас нужно Италии, — сказал итальянским СМИ непотопляемый Берлускони.
И добавил, что альтернативы его кабинету не существует. Он заявил также, что намерен остаться на своем посту до конца срока, до 2013 года.
Берлускони планирует решить еще как минимум четыре задачи — создать закон о развитии, провести реформы налогообложения, государственного устройства и системы правосудия.