В столице могут появиться студенческие супермаркеты


19 октября департамент образования Москвы и объединения работодателей примут резолюцию о развитии профобразования. В частности, документ позволит колледжам и бизнесу более эффективно взаимодействовать по вопросам подготовки кадров, в том числе через совершенствование организационно-правовых форм сотрудничества.
Образовательные учреждения, в свою очередь, намерены предложить городу и работодателям открывать мастерские, магазины и центры обслуживания населения при столичных колледжах. Техникумы как автономные учреждения смогут вкладывать в подобные проекты свои деньги, занимаясь внебюджетной деятельностью, а также договариваться с работодателями и городскими властями и создавать предприятия на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).
Как рассказал директор Московского государственного техникума технологии и права департамента образования Игорь Артемьев, речь может идти о розничной сети, где будет продаваться продукция колледжей столицы (их в Москве 88). На базе супермаркетов откроются также кафе, кулинарии, центры услуг (парикмахерские, ремонтные мастерские). Работать в розничных торговых точках станут студенты: кассиры, повара, логисты, юристы, бухгалтеры.
— Для студентов это будет хорошая практика в реальных условиях, после которой они, обладая профессиональными компетенциями, смогут найти достойную работу, — заявил Артемьев.
По его словам, такая сеть должна состоять из 20–25 розничных объектов, которые будут находиться в каждом округе Москвы, в том числе в центре столицы. Помещения для них сейчас выбирают: это могут быть аварийные здания, принадлежащие образовательным учреждениям. Некоторые из них дореволюционной постройки, другие — 1930-х или 1970-х годов. В любом случае в них нужно провести реконструкцию и переоборудование. От этого будет зависеть стоимость проекта. Артемьев предположил, что на организацию сети может понадобиться порядка 500 млн рублей, хотя создание отдельных магазинов может стоить и не больше 1 млн рублей. Колледжи могут рассчитывать на создание ГЧП и финансирование таких проектов в рамках концессионных соглашений.
«Созданием супермаркетов могут заинтересоваться и работодатели, желающие получить грамотный персонал, — сказал Артемьев. — Нашу идею поддержал, например, Фонд рестораторов и отельеров».
Бизнес-план проекта, скорее всего, будет готов в течение месяца, после этого его направят в департамент образования. В самом ведомстве эту идею оперативно прокомментировать не смогли.
Директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила рассказал, что создавать сразу целую сеть нецелесообразно. «Нужен пилотный проект, — отметил он. — Реконструкция не такое уж дорогое удовольствие, мы же строим не жилое помещение, а магазин, и даже не элитный гипермаркет. Если же на это потребуется 500 млн, то стоит ли начинать?» По словам эксперта, есть смысл создавать такие магазины при стоимости до $400 за 1 кв. м. В этом случае он обойдется примерно в 1,5 млн рублей, а сеть — менее 40 млн.
С ним согласен и зампред Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. По его словам, каждое автономное образовательное учреждение может и за свой счет открыть небольшой магазин или парикмахерскую. «Удачные эксперименты в этой сфере уже проводятся в других регионах, например в Тамбовской области», — сообщил Панин. Действительно в Тамбове на базе местных колледжей создан учебный комбинат, где студенты готовят полуфабрикаты, которые потом поставляют в местные кулинарии. Эти продукты пользуются популярностью у местных жителей, особенно малообеспеченных, из-за низких цен.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский полагает, что магазины при колледжах могут быть интересны инвесторам, если начнут приносить прибыль, а это маловероятно при таких вложениях. «Прибыль достигается за счет универсализации бизнеса, а не такой жесткой специфики колледжей, — подчеркнул он. — Подобные сетевые магазины могут существовать только при серьезной бюджетной поддержке».
По словам Белоновского, практику студенты могут проходить и в обычных магазинах, где их всему научат. Сегодня в розничной торговле Москвы 50 тыс. свободных вакансий.