Жан-Мишель Жарр вдохнет российский кислород


То, что делает в ходе своей карьеры Жан-Мишель Жарр, оставляет ощущение большой творческой свободы — притом что ничего особенно нового он никогда не изобретал и большим числом хитов аудиторию не баловал. Что ему регулярно удавалось, так это находить золотую середину между массовостью, интеллектуализмом, инфоповодами, взрывающими первые страницы СМИ, и просто красивой музыкой. Чего стоит выпуск одного из альбомов в количестве одного экземпляра, продажа его на аукционе и последующее публичное сожжение мастер-лент.
На вершину мирового музыкального Олимпа француз взлетел стремительно. Начало 1970-х он, сын композитора, встретил как малоизвестный музыкант-экспериментатор. Кто сейчас вспомнит, например, написанный им саундтрек к фильму Les Granges Brulees («Сгоревшие амбары», 1973). Впрочем, самый первый альбом — 1970 года — был недавно переиздан на виниле под названием Rarities.
Однако в 1976-м Жарр сочинил тему «Кислород» (Oxygène), и жизнь встала на совершенно иные рельсы. Это была эпоха, когда музыкальная цивилизация только осваивала синтезаторы. Гениальные немцы Tangerinе Dream и Kraftwerk изобретали медитативные, гулкие электронные симфонии, французы и итальянцы — ловкий, прыгучий электродиско. Жарр занял промежуточную позицию: его Oxygène был суперхитом и в то же время идеально попал в настроение эпохи.
Эта неторопливо танцевальная, одновременно энергичная и мечтательная мелодия могла звучать, казалось, только в таком оформлении — космического рока. Но остальной «Кислород» был умной и тонкой электронной музыкой, к которой не могло быть претензий у эстетов. Этим Жарр сразу и решительно провел черту между собой и другими электронными музыкантами — например, тем же Дидье Маруани (Space).
Тогда же Жан Мишель поймал и вторую свою птицу-удачу — он понял, что успеху его музыки будут способствовать массовые визуальные шоу. С того момента счет зрителям идет на миллионы — вспомним шоу 1997 года в Москве, на Воробьевых горах, собравшее 3,5 млн человек и попавшее в Книгу рекордов Гиннеса.
Но музыкант не ограничивает себя гигантскими выступлениями под открытым небом — недавно Жарр вернулся к… программе Oxygène и исполнил ее на специально восстановленных, винтажных синтезаторах — странных и громоздких устройствах доцифровой эры. Один из таких концертов он дал в Кремле.
Для того чтобы понять, насколько музыкант держит руку на пульсе времени, достаточно зайти на его динамичный сайт. Вместе с тем стремление к эпатирующей новизне не свойственно репертуару Жарра. Он весь в создании полистилистического искусства, соединяющего аудио- и видеокрасоты.
Большую часть выступления, составят, конечно же, пьесы из альбомов «Кислород», «Равноденствие», «Магнитные поля» плюс Rendez-Vous и тема «Сувенир из Китая». Будут винтажные синтезаторы, неожиданные пространственные и световые решения и ощущение внезапного полета и легкого дыхания большой музыки.
«Крокус Сити Холл», 18 октября, 20.00, +7(495)641-1900