Директор школы не выдержал груза обвинений


Российские правозащитники потребовали провести расследование гибели в столичном СИЗО «Пресня» директора школы № 1308 Андрея Кудоярова, обвиняемого в получении взятки. Адвокат Кудоярова Александр Манов утверждает, что преподаватель не должен был находиться в СИЗО, он страдал от гипертонии и жаловался на сердце и в итоге умер от инфаркта. В столичном Следственном комитете уже после смерти директора заявили, что арест был необходимостью, поскольку сыщики не могли найти, где он на самом деле живет.
Директор школы № 1308 умер в субботу от обширного инфаркта. Но адвокаты и родственники узнали об этом только в воскресенье из выпусков новостей, а официальное извещение о смерти было только в понедельник.
Как рассказал «Известиям» Александр Манов, директор школы сидел в общей камере на 8 человек. На условия содержания он не жаловался, но очень сильно переживал, что его обвинили во взятке.
— В тюрьме он готовил речь в свою защиту, с которой намеревался выступить перед присяжными на суде, он был уверен, что его оправдают, — рассказывает Манов.
По его словам, защита трижды обжаловала арест, объясняя, что из-за болезни сердца и
гипертонии он не выдержит заключения в СИЗО, но суд обращения
игнорировал.
— В субботу у него случился обширный инфаркт. Скорая помощь приехала поздно, а в СИЗО врачей, которые могли бы оказать ему квалифицированную помощь, не оказалось, — уверен Манов. — Я неоднократно говорил, что его (Кудоярова) постигнет судьба Магнитского. Но меня никто не слушал, всем было наплевать.
Расследованием очередной смерти заключенного в российском СИЗО занялись правозащитники.
— Сейчас мы выясняем, что происходило в СИЗО, как действовали сотрудники и что они предпринимали для спасения Кудоярова, — сообщил член комиссии по правам человека при президенте России Валерий Борщев. — Если педагог погиб по вине сотрудников ФСИН, будем настаивать на возбуждении против них уголовного дела.
По словам правозащитника, необходимо реформировать всю тюремную медицину, чтобы подследственные не умирали в камерах.
— За последние 2 года в СИЗО умерли 50 человек, — говорит Борщев. — Но виноваты не только тюремщики, но и следователи и судьи, которые сажают в камеру заведомо больных людей, которые до суда могли бы находиться на воле.
Между тем в Следственном комитете Москвы «Известиям» объяснили, почему следствие так упорно настаивало на содержании Андрея Кудоярова под стражей.
— За время следствия так и не удалось установить, где фактически проживал Кудояров, — сообщил собеседник в ведомстве. — На запросы следствия и суда адвокаты такой информации не предоставили. Кудояров был зарегистрирован в квартире сестры, однако якобы фактически жил в квартире жены в подмосковном поселке Горки-10. Сотрудники правоохранительных органов несколько раз приезжали с постановлением об обыске, но дверь им никто не открывал.
Схема, по которой «зарабатывал» Кудояров, по версии следствия, выглядела следующим образом. При школе был создан фонд «Друзья школы 1308», на счета которого с января 2008-го по июнь 2011 года от родителей поступила спонсорская помощь — 72 млн рублей. Все деньги потрачены, куда — выясняет следствие.
На банковскую карту жены директора Светланы Галаган, которая работала в той же школе, поступило 870 тыс. рублей. 11 млн рублей ушли на расчеты с неизвестными поставщиками. За день до задержания Кудоярова шесть сотрудников школы, ранее получавших по 10 тыс. рублей в месяц, неожиданно получили материальную помощь со счета фонда в размере 300 тыс. рублей каждый. Кстати, в школе работали не только жена Кудоярова, но и мать с отцом, а завхозом являлся близкий друг директора.
47-летнего Андрея Кудоярова задержали 19 мая в школе по подозрению в получении взятки в размере 240 тыс. рублей. В ходе обыска в служебном кабинете оперативники нашли 609 тыс. рублей, а также план двухэтажного загородного коттеджа, который, по оперативной информации, семья Кудояровых строит на Рублевском шоссе в поселке Жуковка. По оперативной информации, директор жил в таунхаусе в ближайшем Подмосковье.