В Египте начинается религиозная война


Жертвами стычек между мусульманами и христианами-коптами, вспыхнувших в Каире в минувшие выходные, стали 35 человек, более 300 ранены. По сути, речь идет уже не о столкновениях, а об уличных боях, которые могут стать прологом к полномасштабной религиозной войне.
Поводом для столкновений стал запрет на строительство двух коптских церквей на юге Египта, в провинции Асуан. Мирная поначалу демонстрация христиан, вышедших в воскресенье на знаменитую площадь Тахрир в центре Каира, к ночи на понедельник превратилась в кровавое побоище.
По версии властей, копты отобрали оружие у нескольких полицейских и стали стрелять по ним же. Был подожжен бронетранспортер и несколько джипов, пытавшихся давить демонстрантов.
Вокруг собралась толпа мусульман, вступившая в драку с коптами. Затем уже мусульмане пошли по улицам Каира, скандируя антихристианские лозунги и переворачивая машины, принадлежащие, по их мнению, коптам.
Старший преподаватель кафедры всеобщей истории РГГУ Сергей Сергеичев считает, что раздувание межрелигиозного конфликта может быть выгодно как исламистам, рвущимся к власти в Египте, так и нынешнему временному правительству военных, для которых коптские погромы могут стать шансом удержать власть в своих руках.
- В пользу версии о правительственной провокации говорит, например, тот факт, что никакого запрещения на строительство церквей в Асуане, как выясняется, не было, - заметил Сергеичев "Известиям". - Копты в деревне Меринаб под Асуаном прекрасно договорились с местными салафитами, что церковь они откроют, если снимут кресты и колокола.
Но в Каир новость пришла в искаженном виде, как сообщение о полном запрете. Остается только гадать, кто стоял за распространением этих слухов - исламисты или спецслужбы.
Движению "Братья-мусульмане", имеющему все шансы победить на парламентских выборах, назначенных на ноябрь, раздувание межрелигиозного конфликта объективно невыгодно. Однако помимо "братьев", в Египте действует множество более мелких и более радикальных исламистских группировок. Для них выгоднее действовать в условиях подполья и запретов.
Глава Петербургского центра изучения Ближнего Востока Гумер Исаев не верит в правительственный заговор. Полиция и спецслужбы Египта слишком деморализовы и не способны на подобные провокации, считает он.
— Нынешние выступления — это следствие кризиса и бессилия власти, — считает Исаев. — Страна скатывается в анархию, престиж полиции упал до нуля. Копты стали жертвой неуправляемой толпы, возглавляемой уголовниками.
Христиане-копты составляют 10% от 80-миллионного населения Египта, однако значение их общины в жизни страны чрезвычайно велико. Коптов много среди финансистов, государственных чиновников, представителей среднего и малого бизнеса.
Режим Хосни Мубарака поддерживал христианскую общину в Египте — как утверждали исламисты, не в последнюю очередь в силу коптского происхождения супруги бывшего президента Сюзанны. Однако теперь, после свержения Мубарака, египетские копты оказались предоставлены самим себе.