Угроза новой Манежки поторопила следователей


20-летний азербайджанец Наил Хосрувлу, обвиняемый в убийстве болельщика ЦСКА из Подольска Андрея Урюпина, в воскресенье, 9 октября, был объявлен в международный розыск. Произошло это после того, как накануне ультраправые попытались устроить новые беспорядки на Манежной площади, но были нейтрализованы полицией.
В воскресенье суд заочно арестовал Наила, сообщили в подмосковном Следственном управлении СК. Две компании в ночь на 3 октября поссорились из-за того, что кто-то кого-то толкнул плечом в очереди на дискотеку. Урюпин в драке получил удар ножом в грудь и скончался. Задержать Наила по горячим следам не удалось — он уехал к себе на родину.
Сразу после гибели Урюпина футбольные фананты, ультраправые националисты через социальные сети стали собирать 8 октября новый «сход» на Манежной площади. Ситуация напоминала историю Егора Свиридова, чье убийство (а позже и недовольство ходом расследования) вылились в масштабные беспорядки в центре столицы в декабре прошлого года.
На этот раз московская полиция и спецслужбы к Манежке подготовились заранее.
— У МВД, ФСБ и СКР есть межведомственная инструкция — расследовать в
первую очередь преступления, которые могут вызвать выступления
националистов, — заявил «Известиям» экс-глава запрещенной ДПНИ Александр Белов. По его словам, сразу после первых сообщений в соцсетях ему
позвонили из Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) столичной полиции и «посоветовали» не приезжать в субботу на Манежную площадь.
Белов утверждает, что хотя на этот раз лидеры националистов не призывали людей выходить на улицу, сам он отправился на Манежку, но только лишь в качестве наблюдателя.
— Я приехал к «Националю» и тут же получил звонок. Мне сказали: «Перейдешь дорогу — первым погрузим в автобус». Я остался на месте и
наблюдал за происходящим, — рассказал Белов.
Уже на выходе из метро бойцы ОМОНа задерживали всех подозрительных
молодых людей. Сделать это было нетрудно — в назначенное время на Манежку некоторые пришли в униформе — в толстовках и кепках Lonsdale, белых кроссовках, майках «Я Русский» или с фанатскими шарфами. ГУВД сообщило, что в итоге были задержаны 100 человек, у них изъяты фаеры, дымовые шашки, травматическое оружие и куски арматуры.
Белов утверждает, что
действиями омоновцев руководили одетые в штатское оперативники ЦПЭ,
которые в первую очередь вычисляли известных им активистов
националистических движений. При задержании бывший член ДПНИ Александр Северный получил сотрясение мозга, но несмотря на это, его увезли в ОВД «Китай-город» — националисту грозит штраф или административный арест за якобы имевшее место неповиновение ОМОНу.
Всего на площадь, по прикидкам экс-главы
ДПНИ прибыло человек 500–700 человек (по оценкам милиции, не более 200 человек). Для сравнения, в декабре прошлого года, по оценкам ГУВД, на Манежке собиралось до 5 тыс. человек.
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, напротив, считает, что МВД и следствие сработали с опозданием.
— Что они делали с 3 октября, после убийства Урюпина? — недоумевает Брод. — Надо было сразу давать оценку происшедшему и принимать процессуальные решения. А так они выступили с заявлением о розыске обвиняемого уже после того, как на Манежной площади собрались молодые люди с арматурой.
Несмотря на произошедшие события, следствие официально не изменило своей позиции — стычка, в которой погиб Урюпин, расценивается как бытовой, а не межнациональный конфликт.