Революции в кино не ожидается


На прошлой неделе состоялось заседание попечительского совета Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, в состав которого входят в основном не деятели кино, а крупные государственные чиновники, отвечающие за культуру и экономику страны. Председателем совета является вице-премьер Александр Жуков. Как рассказал «Известиям» член совета, исполнительный директор фонда Сергей Толстиков, главным итогом заседания стало сохранение системы «лидеров» — студий, получающих приоритетное государственное финансирование.
По словам Толстикова, идея с «лидерами» в целом себя оправдала. В кризис помощь государства помогла ведущим продюсерским компаниям выжить, сейчас — дает стабильность и возможность развиваться. При этом государству значительно легче контролировать федеральные средства (по закону до 70% от бюджета фильма), которые направляются крупным студиям. При прежней системе распределения бюджетных средств под отдельные проекты через Минкульт деньги часто оказывались у компаний-однодневок, которые затем бесследно исчезали. С другой стороны, признает Толстиков, получилось так, что реформа фактически отсекла от государственных денег независимых продюсеров, не входящих в число «лидеров», но умеющих производить хорошее кино. И не стимулирует появление новых талантливых людей на этом рынке.
К слову сказать, именно это в первую очередь отмечали те, кто критиковал реформу еще в момент ее запуска. Так, продюсер Сергей Члиянц («Бумер», «Настройщик», «Живой») заявил, что в создавшихся условиях работать невозможно, поэтому он оставляет кино и уезжает из страны. И действительно уехал: теперь зимой работает в Альпах проводником, а летом — капитаном парусных судов, бороздящих Средиземноморье. Хотя это, конечно, из ряда вон выходящий случай.
По словам Толстикова, надежда фонда была на то, что независимые продюсеры смогут приходить со своими проектами к «компаниям-лидерам». На деле оказалось, что «лидеры» заняты поиском режиссеров, а отнюдь не продюсеров — которые в конечном итоге могут составить им конкуренцию. Поэтому сейчас фонд готов более активно работать с «нелидерами». Пока — в нише под весьма расплывчатым названием «социально значимое кино».
В этом году в список «социально значимых» («Известия» опубликовали его на сайте в четверг) попал, в частности, фильм Бориса Хлебникова «Конецдворье», продюсером которого является Роман Борисевич. Слухи о том, что и среди артхаусных компаний могут выделить «лидеров» и финансировать их через фонд, ходят давно. Но Толстиков их категорически опровергает. Впрочем, и среди компаний-лидеров есть те, которые регулярно производят артхаус, — СТВ Сергея Сельянова, например. А вот поддержка полнометражной анимации и детского кино действительно ляжет во многом на фонд, и в 2012-м ему, возможно, будут выделены на это дополнительные средства (в этом году фонду предоставлено 2,88 млрд рублей, из них 1,75 млрд идут компаниям-лидерам, а 75 млн на фестивали и продвижение фильмов за рубежом).
От имени детского кино в списке «социально значимых» оказался проект Сергея Безрукова «Реальная сказка». По информации «Известий», Безруков долго и безуспешно пытался получить на него государственное финансирование, в результате картина снималась на частные деньги, в том числе и на гонорары самого актера. При поддержке фонда, продюсеры, видимо, сумеют хотя бы частично вернуть деньги инвесторам и расплатиться с кредитами.
В портфелях компаний-лидеров тоже есть «социально значимое» кино — тот же «Сталинград» Бондарчука или «Испытание» Чухрая. По мнению исполнительного директора фонда, механизм возврата государственных средств для таких серьезных, проблемных картин должен быть иным, чем, например, для комедий, рассчитанных на очевидный зрительский успех. С комедий в этом смысле спрос гораздо больше.
Важно также понять, почему некоторые фильмы, явно не добирающие в прокате, потом с высокими рейтингами проходят по телевидению. С точки зрения Толстикова, одна из причин в том, что проект неправильно выводился на рынок. Поэтому задачей фонда должна стать и поддержка в прокате. Особенно когда это касается не развлекательных, а серьезных фильмов.
«То, что попечительский совет поддержал идею развивать кино через поддержку лидеров, не означает, что никаких изменений не будет, — говорит Толстиков. — Когда речь идет о больших деньгах, необходимо все время развиваться и соответствовать времени».