Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Мир
В МИДе предупредили о праве РФ на ответ на фоне ударов ВСУ по энергообъектам
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Мир
Пропавшего на Филиппинах туриста из России нашли живым
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Общество
Мемориал в память о жертвах теракта в «Крокусе» открыли в годовщину трагедии
Общество
Россиян предупредили о начале сильной магнитной бури 23 марта
Армия
Потери ВСУ на курском направлении за сутки составили более 200 военных
Спорт
Канадец Ливо установил рекорд по числу голов за один регулярный чемпионат КХЛ
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
В МИД РФ выразили обеспокоенность ростом числа участников учений НАТО в АТР
Мир
На Украине сообщили о захвате раскольниками храма УПЦ в Киевской области
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот

Распад зоны евро не принес бы России никаких дивидендов, а только создал бы дополнительные проблемы

Экономист Ольга Буторина — о том, чем грозит финансовый кризис в Старом Свете
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На сегодня в зоне евро сложилась крайне тяжелая ситуация. Сразу несколько стран переживают острый бюджетный кризис, с трудом справляясь с выполнением обязательств по обслуживанию государственного долга, который кардинально увеличился в результате кризиса 2008–2009 годов. Но говорить о распаде еврозоны — я уверена в этом на 100% — нет ровно никаких оснований. Органы Евросоюза — Европейская комиссия, Совет ЕС и Европейский центральный банк, — а также политические лидеры стран ЕС сделают все возможное и невозможное, чтобы события не пошли по такому сценарию. 

За время существования единой валюты крупнейшие коммерческие банки Старого Света приобрели большие объемы государственных ценных бумаг стран еврозоны, в том числе греческих, испанских, итальянских. Если теперь эти бумаги станут менее ликвидными или (в гипотетическом случае) Греция объявит дефолт и выйдет из зоны евро, эти финансовые институты понесут огромные потери. Не получив дохода на вложенные средства, они не смогут рассчитаться со вкладчиками — физическими и юридическими лицами. Хорошо известно, что континентальная система финансирования бизнеса основана на банковских вкладах, тогда как в США главным инструментом привлечения средств является выпуск корпоративных ценных бумаг, то есть акций. В 2010 году совокупные банковские активы зоны евро составили $27,7 трлн, то есть были вдвое больше, чем ВВП зоны евро ($12,1 трлн). Кстати, банковские активы США равнялись $14,3 трлн. Поэтому нормальное выполнение банковской системой своих функций является ключевым условием сохранения социально-экономической стабильности в зоне евро и во всем Евросоюзе.

Выход из зоны евро обернулся бы полномасштабной катастрофой для страны, которая решилась бы на такой шаг. Ей пришлось бы понести огромные затраты в связи с техническим обеспечением такого перехода: снова напечатать национальные банкноты и монеты; снова перепрограммировать или сменить все аппараты, предназначенные для проверки подлинности купюр; заменить аппараты розничной торговли транспортными билетами, напитками, закусками и т. п. Самое неприятное заключается в том, что потенциальная новая греческая драхма или ирландский фунт неизбежно были бы девальвированы по отношению к евро. То есть их курс был бы ниже того, по которому эти страны пересчитывали драхмы и фунты в евро в момент перехода на единую валюту. Следовательно, взятые в евро государственные и корпоративные долги пришлось бы возвращать в подешевевшей национальной валюте. Если сейчас у греков задолженность государства к ВВП составляет 150%, то при двойной девальвации это было бы уже 300%.

Выход стран из еврозоны затронул бы интересы и нашей страны, поскольку на ЕС приходится более 50% внешней торговли России. Доля евро в российском импорте значительно выше, чем в экспорте, который на 2/3 состоит из продаваемых за доллары энергоресурсов. На первый взгляд удешевление евро из-за фрагментации зоны евро было бы выгодным для российских компаний. Рублевая стоимость импорта из Евросоюза могла бы снизиться вследствие падения курса евро. Однако не надо забывать, что российские компании имеют обязательства в основном в долларах. Их рублевая величина возросла бы, поскольку курс рубля ориентируется на бивалютную корзину доллар/евро. То есть одни компании получили бы незапланированный выигрыш, а другие — внезапные убытки. В целом для страны никакого выигрыша не было бы. Наоборот, произошла бы резкая дестабилизация валютных рынков, внешнеторговых расчетов и всей внешнеэкономической сферы. Население кинулось бы закрывать счета в евро и открывать счета в долларах. Ничего хорошего от подобной паники никогда не бывает. Компании, заключившие экспортные контракты в евро, сильно потеряли бы на курсовых колебаниях. Не исключено, что им пришлось бы сокращать зарплату или увольнять персонал. Нынешнее пусть и хрупкое равновесие на валютных рынках между долларом и евро гораздо более благоприятно для России, чем развитие событий по неуправляемому сценарию.

Гипотетический выход одной или нескольких стран из зоны евро имел бы для России негативные политические последствия. В подобной ситуации Евроcоюз бросил бы все интеллектуальные и политические силы на то, чтобы вернуть зону евро в состояние равновесия, восстановить порядок на денежных и валютных рынках. Существующая между ЕС и Россией повестка дня — заключение нового соглашения о стратегическом партнерстве, а также переход к безвизовому режиму — неминуемо отодвинулась бы на второй план. Внимание к ней со стороны ЕС было бы ослаблено, а состав брюссельских делегаций формировался бы по остаточному принципу. Подобное в практике взаимоотношений ЕС и России уже случалось. Достаточно вспомнить, как Евросоюз, поглощенный предстоявшим расширением на восток, несколько лет держал под сукном российские предложения об урегулировании возникавших в связи с этим спорных вопросов. Короткий список из 15 пунктов Москва представила в августе 1999 года, но Брюссель вспомнил о нем только весной 2004-го. Поэтому дестабилизация обстановки в зоне евро и тем более ее распад не принес бы России никаких дивидендов, а только создал бы новые проблемы.

Автор — завкафедрой европейской интеграции МГИМО

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир