ЕвроПРО для турок дороже Османской империи


На совещании НАТО на уровне министров обороны, которое 5 октября открылось в Брюсселе, Турция заверила, что не откажется от плана постройки радара в провинции Малатья — несмотря на критику президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, обвинившего Анкару в попытках защитить Израиль.
Турецко-израильские отношения в последние месяцы балансируют на грани открытого конфликта. Он в значительной степени спровоцирован правительством Реджепа Тайипа Эрдогана, претендующего на лидерство на Ближнем Востоке и добивающегося симпатий арабской улицы с помощью демонстративной антиизраильской фразеологии.
Однако обязательства в рамках НАТО для Анкары дороже планов построения новой Османской империи, заверил «Известия» источник в окружении турецкого министра обороны Исмета Йилмаза, прибывшего на совещание в Брюссель.
— Нынешняя политика Израиля несет угрозу всему Ближнему Востоку, — заявил наш собеседник, пожелавший сохранить инкогнито. — Однако не меньшую угрозу, и уже в глобальном масштабе, несет политика ракетно-ядерного противостояния. Система ЕвроПРО может стать для нее надежной преградой. И Турция как верный член НАТО не может иметь ничего против размещения ее элементов на своей территории.
Кроме того, добавил наш собеседник, комплекс ПРО в его нынешнем виде не несет потенциальной угрозы третьим странам. В отличие от прошлого варианта, предусматривавшего размещение элементов системы ЕвроПРО в Польше и Чехии и очевидным образом направленного против России.
Демонстрируя верность союзническим обязательствам, Анкара отстаивает и собственные интересы. Иран — с ядерными ракетами или без — является давним соперником Турции в борьбе за влияние в исламском мире.
Перед подписанием соглашение НАТО с Турцией в альянсе проигнорировали предложение президента Грузии Михаила Саакашвили разместить радар у себя.
Ответа из альянса просто не последовало: в Брюсселе помнят, в какое положение грузинский лидер поставил своих партнеров в августе 2008-го, предприняв нападение на Южную Осетию и ввязавшись в военный конфликт с Россией.
В отношении Турции подобных опасений у Североатлантического альянса нет.