Морские причалы будут возводить через «одно окно»


Минтранс поддержал предложение депутатов наделить Росморречфлот полномочиями по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию причалов морских портов. Это должно ускорить сроки реализации инфраструктурных проектов и успокоить инвесторов, планирующих вложения в портовую инфраструктуру.
Сейчас такие решения принимает правительство на основании схемы территориального планирования, на которой указаны места размещения объектов федеральной и региональной инфраструктуры — объектов транспорта, энергетики, связи, социальной сферы.
Инициаторами нововведений выступили два депутата, имеющие предпринимательский опыт в морских портах. Сергей Шишкарев является бенефициаром группы компаний «Дело», владеющей терминалами в Новороссийском морском порту. А Владимир Гридин — совладелец холдинга «Сибирский деловой союз», занимающегося добычей угля и, соответственно, проявляющего интерес к угольным терминалам в различных портах.
Причальные сооружения в морских портах строятся за счет бюджета и находятся в ведении ФГУП «Росморпорт», которое подчиняется Росморречфлоту. Как поясняют авторы документа, часть портовой инфраструктуры, как правило, строится на морской акватории, то есть на землях водного фонда, часть — на искусственно созданных земельных участках, а еще часть — на промышленных землях.
Поэтому согласовывать строительство приходится в самых разных ведомствах, что приводит часто к разногласиям, а значит, и усложняет ввод в эксплуатацию новых портов как единых объектов.
Как говорят депутаты, именно поэтому уже сорваны планы строительства объектов, обеспечивающих работу нефтеналивного терминала второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) в морском порту Усть-Луга. Затягиваются сроки строительства причалов в портах Новороссийск, Мурманск, Тамань, Таганрог и других.
Надежда Малышева из Port News считает, что импульсом для устранения бюрократических проволочек мог стать проект развития инфраструктуры в порту Тамань. «Он находится на особом контроле у руководства страны, и много крупных инвесторов заявилось для того, чтобы войти в этот проект», — пояснила эксперт. Так, терминалы в Тамани собираются строить «Еврохим», «Металлоинвест», Объединенная зерновая компания, СУЭК, Global Ports и холдинг UCLH Владимира Лисина.
— Росморпорту будет достаточно удобно получать все разрешения на строительство в Росморречфлоте, так сказать, «в одном окне». Сейчас это затяжная длительная процедура, требующая многочисленных согласований, в том числе и с Росприроднадзором. А по срокам это год и более. Наделение федерального агентства в структуре Минтранса новыми полномочиями позволит ускорить процесс подготовки документации для реализации морских инфраструктурных проектов, — отметила Малышева.
Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов соглашается, что новые правила позволят уменьшить волокиту. Но кардинальных изменений не будет, скептически полагает он.
— Проекты настолько длительные, настолько сложные, настолько требуют большого количества согласований, что по сути ничего не изменится, — уверен эксперт. — Росморречфлот может принимать какие угодно решения, но ему все равно придется идти в Минфин, а Минфину — к главе правительства за подтверждением расходов, поскольку любой причал строится за счет федерального бюджета.
Впрочем, все разрешения на строительство на сегодняшний день уже выданы, и новых мест, где можно построить, на сегодня уже нет, говорит Безбородов.