«Авторское кино, к которому привлечено внимание, может быть успешным»


5 октября пройдет заседание попечительского совета — высшего органа Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, — на котором должны быть подведены предварительные итоги реформы кино. Суть ее, как известно, в предоставлении компаниям-лидерам приоритетного государственного финансирования с целью создать устойчивую основу для развития киноиндустрии. «Известия» обратились к одному из инициаторов реформы — продюсеру Сергею Сельянову — с просьбой рассказать, как он изнутри процесса видит его ход.
— Исполнительный директор фонда Сергей Толстиков говорил, что для подведения промежуточных итогов важен будет один критерий — эффективность. Но за полтора года реформы ожидания оправдала только студия Тимура Бекмамбетова «Базелевс» — с «Елками» и «Выкрутасами». И ваша компания СТВ — в той части, где речь идет о мультиках. Остальные коммерческие успехи этого года — «Служебный роман-2» или «Самый лучший фильм 3ДЭ» — у компаний, которые в число лидеров не входят.
— Слово «эффективность» правильное, вопрос в его расшифровке. Если бы речь шла только о кассе, то надо было бы за каждый собранный рубль начислять продюсеру 1 тыс. очков и так определять список лидеров. Но лидеры выбирались по целому набору критериев, в том числе — фестивальные успехи, рейтинги, стабильная работа студии. Мы любим себя сравнивать с Америкой. И если пользоваться этим сравнением, предпочтение было отдано компаниям, которые производят кино класса «А» и артстрим. Речь идет о качественном кино, интересном и широкому зрителю, и зрителю более узкому. Неожиданный коммерческий успех таких фильмов, как «Король говорит», «Железная хватка», «Черный лебедь», «Полночь в Париже», абсолютно переломил ситуацию. Уже не только фильмы-аттракционы, но и серьезное качественное кино в мире собирает хорошую кассу.
— Информация от студии Роднянского: фильм «Елена» на 75 копиях за первые четыре дня собрал около 8 млн рублей.
— Это действительно хороший результат для российского авторского фильма и, кстати, отличный пример того, что качественное кино, к которому привлечено общественное внимание, может быть зрительски успешным. Андрей Смирнов сейчас выпустит «Жила-была одна баба». Этот фильм тоже в центре внимания, что, я надеюсь, скажется и на сборах. Хотя ясно, что результатов римейка «Служебного романа» он не достигнет.
— Сама идея реформы кино была воспринята профессиональным сообществом неоднозначно. И ход ее комментируется по-разному. Ваша оценка?
— Гораздо более позитивная, чем я ожидал. Главное, что произошла концентрация ресурсов, бюджетные деньги перестали размываться тонким слоем и господдержка стала работать как инструмент развития. Это дрожжи уже начали бродить. Фонд существует полтора года, срок производства фильма — от двух до трех лет. И только сейчас начинают выходить картины, по которым можно судить о реформе. Для меня этот отсчет начался с «Двух дней» Дуни Смирновой.
— Но в прокате этот фильм собрал намного меньше денег, чем ожидалось.
— Результат в полмиллиона долларов я бы не назвал провальным. Далее выходят «Бабло», «Дом», «Высоцкий», мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк», «Елки-2» — вот по этим фильмам и можно будет получить представление о первых результатах реформы.
— Вы привели список из очень разнородных и по бюджету, и по формату, и по авторскому посылу фильмов.
— Реформа позволила снимать разные фильмы. В том числе и крупнобюджетные. Сейчас у фонда 11 таких проектов. Ясно, что половина из них окажется, если выразиться мягко, открытой для критики. Но половина может выстрелить — тот же «Высоцкий», «Сталинград» Бондарчука, «Испытание» Павла Чухрая, фильм о Харламове, который снимает на студии «ТРИТЭ» Николай Лебедев... А до реформы таких фильмов снималось в лучшем случае один в полтора года. Причем надо учитывать, что по закону господдержка не может превышать 70% от бюджета фильма. У нас на студии она составляет 30–40%. Остальное — кредиты, инвестиции, личные средства, партнеры. Но поддержка фонда дает стабильность, и это очень важно.
— То есть вы считаете, что реформа вообще не нуждается в корректировке?
— Нет, почему же? Я бы предложил и в анимации, и в авторском кино тоже составить список лидеров и опираться на них. И вообще — сильные компании — это то, что надо развивать и поддерживать.
— Забрать финансирование их из Минкульта и передать фонду?
— Это не важно, через какую организацию финансировать. Важно, что должна быть системная поддержка. Мне китайская философия всегда была ближе вьетнамской. По вьетнамской: посадили рис — и давайте скорее выкопаем, потому что очень кушать хочется. А китайская: давайте определим, куда мы идем, и не важно, сколько мы будем идти. Главное — направление правильное.