Зачем Николя Саркози едет в Тбилиси


В Тбилиси по всем официальным телеканалам уже несколько дней крутят ролики, призывая граждан прийти 7 октября на площадь Свободы в Тбилиси. Ожидается выступление президента Франции.
— Николя Саркози необходимо зафиксировать, что он политик, способный решать мировые проблемы, — считает грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе. — Напомнить, что в свое время он включился в урегулирование российско-грузинского военного конфликта не столько как президент Франции, а как лидер Европы.
— Грузинские власти сначала говорили, что Саркози сделает жесткие заявления в адрес России в связи с невыполнением соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года. Но позже сбавили градус, сказав, что он поддержит Грузию, но не будет критиковать Россию, — отметил в комментариях грузинским СМИ экс-президент Эдуард Шеварднадзе.
— Для Саакашвили важно продемонстрировать грузинам, что Запад по-прежнему поддерживает его режим. Поэтому ясно: торжественный прием, который готовится французскому лидеру, предназначен в первую очередь для внутреннего рынка, — полагает грузинский философ Георгий Маргелашвили.
Официальный Тбилиси умалчивает, что Саркози в рамках регионального турне до этого посетит Армению и Азербайджан. При этом, по мнению председателя «Клуба независимых экспертов Грузии» Сосо Цискаришвили, визит в Ереван (он, кстати, единственный, который имеет статус государственного) для французского президента гораздо важнее — ему необходимо перетянуть на свою сторону влиятельное во Франции армянское лобби.
— Главная остановка — это, конечно, Ереван. Армянская диаспора ждет от Саркози красивого жеста в обмен на его неготовность поддержать в сенате законопроект об уголовном преследовании за непризнание геноцида армян, — полагает заместитель главного редактора французского журнала «Экспресс» Кристиан Макарян (он входит в состав официальной французской делегации).
В Ереване, по его словам, французы будут продвигать такие важные проекты, как строительство современных автомобильной и железной дорог из Грузии, а также новой АЭС по французским технологиям. Ясно, что их сложно сдвинуть без согласия России. Но посредничество Саркози может оказаться решающим, так как без него Тбилиси с Ереваном никак не договорятся.
Актуальны и переговоры в Баку: речь пойдет об энергетическом сотрудничестве. Саркози также намерен проявить активность в качестве участника Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию — армяно-азербайджанские переговоры пробуксовывают.
— В Тбилиси Саркози будет пожинать лавры за свою роль спасителя Саакашвили в августе 2008 года. Но всем в Европе понятно, что грузинский лидер в политической перспективе потерял все, решившись спровоцировать Россию на конфликт, — полагает Макарян. — Страна разделена на три части, две из которых для Тбилиси потеряны. Вопрос с приемом в НАТО и ЕС уже неактуален, динамики экономического развития нет. Так что Саркози в Грузии воздержится от политических заверений и будет давить на экономическое сотрудничество между странами.
Во франко-грузинских отношениях действительно не все лучезарно. Николя Саркози, например, не прибыл в Варшаву на недавний саммит «Восточного партнерства» — программы ЕС по сотрудничеству с шестью постсоветскими странами. А ведь она замышлялась как попытка «обуздать Россию после войны 2008 года в Южной Осетии». Можно также напомнить, что именно во Франции нашел политическое убежище один из лидеров оппозиционной Грузинской партии Ираклий Окруашвили.
Официальный Тбилиси крайне болезненно отреагировал на заключение франко-российского соглашения о поставках для нужд ВМФ России вертолетоносцев «Мистраль».
Есть и проблемы иного порядка: французские правоохранительные органы, как считают в Грузии, недостаточно эффективно борются с грузинскими криминальными авторитетами, осевшими у них в стране.
«Превратим 7 октября в день протеста» — под таким девизом в социальной сети Facebook объединяются противники визита Саркози в Тбилиси. «Не дадим властям возможность показать Европе, что в Грузии все поддерживают правящее «Единое национальное движение», — заявили инициаторы акции. Ее поддержат, как ожидается, некоторые грузинские оппозиционные партии и организации.