НАТО уйдет из Ливии в течение недели


Глава Африканского командования США (AFRICOM) генерал Картер Хэм заявил, что НАТО считает свою миссию в Ливии выполненной и готово свернуть военную операцию в течение недели. Официально об этом решении будет объявлено в среду на встрече министров обороны стран альянса в Брюсселе, добавил генерал.
Заявление генерала Хэма тянет на сенсацию, поскольку противоречит недавним решениям и планам руководства НАТО в отношении Ливии. Не далее как 21 сентября Североатлантический совет принял решение продлить срок миссии НАТО в Ливии еще на 90 дней. Большинство аналитиков сошлись тогда во мнении, что срок этот следовало понимать весьма условно, а по сути речь шла об организации постоянного военного присутствия НАТО в Ливии.
Что заставило командование альянса в течение недели столь радикально пересмотреть свои планы? Аналитик Санкт-Петербургского центра изучения Ближнего Востока Александр Сотниченко считает, что после недавних боев за Сирт война в Ливии вступила в новую фазу, гораздо более опасную для действующих в стране сил НАТО.
— До начала сентября можно было говорить о наличии в Ливии единого фронта и двух противоборствующих сторон, — пояснил Сотниченко. — Сторонники и противники Муамара Каддафи действовали в целом друг против друга, хотя междоусобные конфликты, в том числе и вооруженные, внутри стана оппозиции отмечались уже тогда.
Сейчас же, по мнению Александра Сотниченко, можно говорить не о двух, а по меньшей мере о десяти сторонах конфликта. Помимо Переходного национального совета (ПНС), признанного НАТО в качестве законной власти в Ливии и подконтрольного Махмуду Джебрилю и его братьям, в качестве реальной силы уже заявили о себе сепаратисты из Киренаики, группирующиеся вокруг племен обейда и харуба, а также «исламистский интернационал» из «Аль-Каиды» в странах Магриба», кадровый резерв которого подпитывается в основном из Йемена и Саудовской Аравии.
Муамар Каддафи и его сторонники, укрепившиеся вокруг Сирта, также отнюдь не разгромлены. Племя каддафа, к которому принадлежит свергнутый лидер, готово в ближайшее время предпринять атаки на Эль-Куфру, Вадаан и Хун.
О возвращении Каддафи в Триполи речи не идет, однако выбивать его из Сирта ни одно из враждебных племен не готово, а НАТО силами одной авиации, без поддержки местной пехоты, этого сделать не сможет. От участия же в наземных боевых действиях НАТО старалось удерживаться с самого начала войны.
— Ливийская война идет строго по лекалам иракской или афганской, — констатировал Александр Сотниченко. — Регулярные воинские формирования талибов или Саддама Хусейна НАТО удалось разгромить достаточно быстро и малой кровью. Однако затем начиналась партизанская война всех против всех, а натовские войска становились лучшей мишенью.
Продолжать боевые действия в Ливии, даже с воздуха, имея в тылу потенциальных противников, командование НАТО не решается. Выдавив Каддафи и его сторонников из Триполи, альянс попал в патовую ситуацию: с уходом полковника исчез единственный фактор, кое-как объединявший оппозиционные силы и заставлявший их координировать свои действия с НАТО.
Теперь альянсу придется лавировать между различными группами победителей, стараясь ограничить зону их активности территорией самой Ливии и не допуская их в соседние страны и в Средиземное море.
На предстоящей встрече в Брюсселе министрам стран НАТО предстоит обсудить, как выполнить эту программу, не ввязываясь в наземную операцию, чреватую существенными материальными и людскими потерями.