Круговорот «Бабла» в природе


«После того как вы посмотрите эту картину, залы на русском кино будут всегда полны, потому что фильм замечательный и очень смешной», — заявил со сцены «Пушкинского» продюсер Сергей Сельянов, представляя картину Константина Буслова «Бабло». И, что самое забавное, — это правда. «Бабло», выходящее в прокат 13 октября, действительно из тех фильмов, которые и без массированной рекламной кампании могут разойтись на словечки и стать, что называется, народным хитом. Как это случилось восемь лет назад с «Бумером», снятым младшим братом Константина Петром. И хотя от старшего младшему в «Бабле» передано несколько «приветов», т.е. по сути прямых цитат, общего между этими двумя картинами только то, что обе — дебюты. И что у авторов их обостренный слух на язык улиц и безошибочное чутье на вкус и запах современной жизни.
Сумка «Луи Витон» с миллионом евро, который по наущению милиции везли в налоговую на взятку, чтобы взять коррупционеров с поличным, оказывается в руках борсеточников. Их сообщница, красотка Яна (Мария Берсенева), оставляет в сердце потерпевшего глубокий след, а в памяти — отчетливый образ: татуировка с листом конопли на талии, по которой девушку и начнут искать.
Миллион евро сначала перекочевывает в пластиковый пакет, затем в черный кожаный чемоданчик — так начинается круговорот бабла в природе, а вместе с ним экскурсия на тему «как все устроено в сферах, которые от многих из зрителей достаточно далеки». Вместе с музыкой совершенно непонятных, но интригующих фраз вроде «конвертнемся Б плюс 1» публике открывается мир «решальщиков» и бизнесменов, прибегающих к их услугам; крупных милицейских чинов, разруливающих вопросы, и борсеточников — гостей из южных экс-союзных республик; мошенников и их милицейской «крыши»; путан, которые в случае наличия удачи и харизмы становятся «светскими львицами», одним словом, удивительный мир, именуемый «современной российской действительностью». В фильме несколько линий, и режиссер (он же автор сценария), бодро лавируя между ними, каким-то удивительным образом позволяет зрителю не запутаться и все хитросплетения сюжета держать в уме. Витиеватая, будто парящая конструкция «Бабла» на деле оказывается железобетонной.
Эпизодические персонажи вроде исполняющего смертельные трюки гаишника, местных братков в придорожной забегаловке, кассирши в сберкассе города Харькова, большого милицейского чина из дружественной Украины, хозяйки борделя с внешностью секретаря парткома, — эти персонажи заслуживают отдельного дифирамба, и именно им фильм обязан немалой частью своего обаяния.
Среди героев «Бабла» нет граждан, которые не нарушали бы закон, но при этом фактически отсутствуют те, кого балабановский Кочегар назвал бы «плохими людьми». Есть лишь один стопроцентно отрицательный персонаж: милицейский майор (Александр Фесенко), крышующий мошенников и бессовестно обманывающий свое начальство. Ну так он и наказан в конце, как и положено пороку во всяком уважающем себя произведении.
Остальные задорно и весело выполняют свою работу, или, если угодно, предназначение. Милицейский полковник, без пяти минут генерал, Петрович (одна из лучших ролей Романа Мадянова), у которого в ящике письменного стола под брошюрой УК — тугие пачки долларов и евро, вполне при этом профессионально ловит преступников, по разумно установленной таксе защищает добропорядочных (относительно) бизнесменов от чиновников-вымогателей, разоблачает совсем уж зарвавшихся коррупционеров и прочее, и прочее — согласно должностной инструкции. Решальщики решают, путаны путанят, гаишники осаживают наглых водителей, а бизнесмены делают деньги — то самое бабло, мистическая сила которого в гораздо большей степени, чем распад СССР и прочие исторические катаклизмы, превратила шестую часть суши из одной страны совершенно в другую.
В фильме Константина Буслова нет ни грамма негодования или гражданского возмущения происходящим. Да, мы так живем. И если нет способов это изменить, то можно над этим посмеяться. Причем беззлобно. Те, кто любит сетовать на отсутствие у нас «доброго» кино, могут наконец возрадоваться: «Бабло» — добрый фильм. Рассказывающий о том, что на самом деле все хорошо, как бы чудовищно это ни выглядело со стороны.