Мистические наблюдения Андрея Макаревича


В издательстве «Эксмо» вышла книга Андрея Макаревича «Евино яблоко».
Надо быть либо совсем наивным юношей или уж совсем не знать, откуда есть пошла вся эта «Машина Времени», чтобы после первых же аккордов, извините, страниц, не понять — кто же в большинстве случаев стоит за личностью главного героя. Несмотря на снисходительное авторское «если кто-то усмотрел сходство, то это его проблемы», параллелей видится достаточно. До «Евиного яблока» Андрей Вадимович радовал своими эпистолярными изысками не раз. Но, пожалуй, наиболее четко как рассказчика, этакого московского наблюдателя, его характеризуют книги «Сам овца» и «Мужские напитки».
Собственно, знакомый с этими текстами читатель просто не может не свести воедино приведенные и там, и там воспоминания детства, похождения хипповой юности с четкой схемой: «пипл на стрелке-портвейн-сейшен-ментовская облава», дальнейшие пинки от власти, тупые пыльные худсоветы, признание народными массами, плавно переходящее в «весь этот рок-н-ролл» — от тусовок начала 90-х в компании замечательной группы «Квартал» до символичного для нынешнего времени элитного корпоратива в Швейцарии.
Чтобы хоть как-то заморочить читателю голову, группа «Вечные двигатели», где лидерствует главный герой Егор (имя-то какое!), хитро упоминается в одном ряду с «Рубиновой Атакой», легендарным басистом Сергеем Баски Ляшенко и «Машиной Времени». Оставив желтой прессе разбираться, кто есть кто в женской линии повествования, обратим внимание — не удивляйтесь — на мистическую составляющую текста.
В ходе ее герой общается не то с ангелом, не то с демоном, не то и вовсе ангелом ада по имени Толик. Собственно, этот внезапно возникающий и так же исчезающий в процессе беспрерывных флешбеков Толик и оберегает героя: подталкивает на поступки, бьет мордой о батарею и дает некие объяснения. На какие темы — узнаете, когда прочтете, но сюрпризов хватает.
Нужно ли относить «Евино яблоко» к категории эпического, исторического или просто городского фэнтези? Не факт. Гораздо интереснее понять, что, обращаясь к одному или нескольким из этих жанров, Макаревич выдает порой такие штуки, до которых не доходит ни в песнях, ни — тем более — в интервью.
Вторая часть книги — «Малые формы» — куда привычнее и состоит из авторских колонок, выходящих в журнале Story. Это короткие, ироничные и очень живые зарисовки о родном МАРХИ, благородстве и сострадании, пьянстве (как без него?) и метро, iPad и конечно же музыке. Особняком стоят две «формы» — завершающая книгу очередная байка про Егора и леденящая душу — «Оборотень». Впрочем, подано это так же изящно, немного грустно, с непередаваемой московской интонацией, за которой, нет-нет, да и слышен голос, известный далеко за границами МКАД.