Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Расчет ЗРПК «Панцирь-С» уничтожил ударный дрон ВСУ в Запорожской области
Армия
ВС РФ ударили по сосредоточению живой силы ВСУ в Суджанском районе
Мир
Каллас заявила о вреде для Центральной Азии от антироссийских санкций
Армия
Расчет установки УР-77 группировки войск «Центр» уничтожил опорный пункт ВСУ
Экономика
ФАС попросили проверить объективность цен в России после падения курса доллара
Общество
Сервисы рассказали о подорожании туров и отелей на майские праздники
Армия
Экипаж Ми-35М уничтожил живую силу и технику ВСУ в приграничье Курской области
Экономика
ЦБ увидел риски избыточного кредитования высокодоходных россиян
Общество
В МЧС предупредили о сильном тумане в Москве в ночь на 28 марта
Мир
Маск заявил о намерении сократить расходы США на $1 трлн
Экономика
Инфляция в США вырастет вдвое из-за новых пошлин Трампа
Мир
Землетрясение магнитудой 5,2 зафиксировано в центральном Казахстане
Мир
В посольстве РФ заявили о дискуссиях в ФРГ о возобновлении работы «Северных потоков»
Экономика
Реальные ставки по потребкредитам приблизились к 40%
Мир
В Алжире готовят закон о преступлениях Франции в колониальный период
Армия
Путин заявил об освобождении российскими военными территорий ЛНР на 99%
Мир
Чехия в 2025 году отправит Украине не менее 1,5 млн артиллерийских снарядов

«В Германии работы Кандинского сохранила покинутая им невеста»

Директор галереи Lenbachhaus Хельмут Фридель — о великой абстракции и любви немцев к русской живописи
0
«В Германии работы Кандинского сохранила покинутая им невеста»
Хельмут Фридель, фото: пресс-служба галереи Lenbachhaus
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

4 октября в  Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка Василия Кандинского и объединения художников «Синий всадник». Будет представлено около 60 работ из уникального собрания мюнхенской галереи Lenbachhaus. «Известия» встретились с директором галереи Хельмутом Фриделем.

— Почему Василий Кандинский отправился в конце 1890-х годов в Мюнхен, тогда как большинство русских художников отдавали предпочтение Парижу?

— Думаю, Кандинский опасался затеряться в Париже. Мюнхен же был очень привлекательным местом для русских и вообще для восточноевропейских художников. Город был знаменит свой академической школой. Сам Кандинский вдохновлялся картинами Клода Моне «Стога», которые он видел в Москве, и операми Вагнера. То есть испытал смесь французского и немецкого влияний. Наконец, художник любил немецкую культуру, прекрасно знал язык Шиллера и Гете, на котором написал большинство своих теоретических трудов.

— Чем вы объясняете, что именно русский художник стоял у истоков группы «Синий всадник», которая возникла в Германии?

— Приехав в Мюнхен, он оказался одним из лидеров нового искусства. Важнейшим его соратником по «Синему всаднику» был художник Франц Марк. Их связывала общая идея —  искусство должно найти равновесие между «великой  абстракцией» и «великим реализмом». В группу также входили немец Август Маке и русские живописцы Алексей Явленский и Марианна Веревкина.

«В Германии работы Кандинского сохранила покинутая им невеста»

— Некоторые  западные арт-критики считают, что Кандинский был в большей степени немецким, чем русским художником.

— Это не так. Прежде всего он был русским, очень любил Москву. Вообще он  символичная фигура для Европы. В 1921 году Кандинский вернулся из России в Германию, получил немецкое гражданство. В 1933 году после прихода к власти фашистов ему пришлось перебраться в Париж, где он получил французский паспорт (Кандинский умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен в 1944 году. — «Известия»).

— Он стал писать абстрактные работы именно в Германии?

— Кандинский избрал абстракцию и пошел другим путем, чем русские художники-конструктивисты. Он всегда подчеркивал, что за его абстракцией скрывается реальный мир невидимого.

— Как случилось, что в вашей галерее находится 54 полотна Кандинского — больше, чем в любом другом музее мира?

— Спешно покидая Германию в 1914 году, он оставил  большинство своих картин Габриэле Мюнтер, с которой был обручен. Вернулся же он в Германию с красивой русской женой Ниной и захотел получить назад свои работы. Но Мюнтер сказала: «Ты же обещал на мне жениться. Теперь я оставлю себе твои полотна». И Кандинскому пришлось на протяжении пяти лет вести судебные  баталии с Габриэлой. В итоге он составил документ, согласно которому все его работы принадлежат Мюнтер. Она не продала ничего и по случаю своего 80-летия в 1957 году передала все нашей галерее. 

— Кандинский сегодня популярнее на Западе, чем в России?

— Вполне возможно. Работы Кандинского разошлись в России по разным музеям. Нет единого центра, в котором были бы сосредоточены его полотна…  Кандинский особенно популярен в Германии, Франции и  Соединенных Штатах, потому что музеи этих стран — нью-йоркский Гуггенхайм, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже и галерея «Ленбаххаус» — все время устраивают его выставки, издают монографии.

«В Германии работы Кандинского сохранила покинутая им невеста»

— Понять абстрактные работы Кандинского совсем не просто.

— Для этого нужна особая подготовка — как и для понимания классической музыки.  Кроме того, надо читать его основополагающие труды, например, «О духовном в искусстве».

— Существовали ли какие-то отношения между Кандинским и Малевичем?

— Малевич был более радикальным художником, который отрицал всякое изображение. Таков его знаменитый «Черный квадрат». Кандинский был большим романтиком. Эмоционально он связан с Шагалом, Гончаровой. Всю жизнь художник терпимо относился к новым способам самовыражения, выступал за разные проявления креативности. Так или иначе, это одна из ключевых фигур в мировом искусстве прошлого столетия. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир