Признание Палестины грозит Израилю новой «шестидневной войной»


Ближний Восток стоит на пороге новой большой войны между Израилем и коалицией арабских стран, подобной Шестидневной войне 1967 года, однако с куда менее предсказуемым результатом.
Получение Палестиной статуса государства-наблюдателя в Совбезе ООН, предстоящие в ноябре парламентские выборы в Египте, на которых почти наверняка победят исламисты, а также неустойчивое положение в Сирии — вот три фактора, которые могут спровоцировать конфликт.
— Исламисты возьмут на выборах в египетский парламент не меньше половины голосов, — убежден директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. — Погром израильского посольства в Каире и анархия на Синае, где все контролирует «Аль-Каида» и иранские спецслужбы, — все это говорит о бессилии военных, сменивших Мубарака. Поход на Израиль неизбежен, — констатировал Сатановский. Необходим только повод, каковым может стать признание Палестины полноправным членом ООН.
Заявку Палестины решено направить в специальный комитет ООН по приему новых членов. Если комитет под давлением США все же отвергнет ее, вопрос будет вынесен на заседание Генассамблеи, которое должно состояться в октябре. По всей видимости, Палестине удастся все же достичь статуса страны-наблюдателя. Это даст ей возможность подавать иски против Израиля в международные организации, а также обратиться в международный уголовный суд с обвинением Израиля в международных преступлениях.
Если события будут развиваться именно таким образом, а все пока идет к этому, то о переговорах по ближневосточному урегулированию придется забыть. Дело в том, что на конец ноября намечены парламентские выборы в Египте. Какая бы партия ни пришла там к власти, им придется «стравливать» напряжение, скопившееся среди революционных египетских масс, успевших обзавестись оружием в дни «арабской весны» и недовольных отсутствием видимых результатов реформ. Самый очевидный способ — начать войну с соседом под предлогом освобождения угнетенных братьев-палестинцев.
— Действительно, есть сведения, что на Синае готовится поход против Израиля, — заметил «Известиям» старший преподаватель РГГУ Сергей Сергеичев. — Пока это может оказаться лишь предвыборной агитацией, но потом возможны и реальные столкновения.
Как вариант, исламские боевики могут закрепиться на египетских военных базах, и Израилю тогда придется выбивать их из армейских укреплений, а это уже полноценная война. Правда, Каир имеет возможность «придушить» исламистов, если привлечет на свою сторону бедуинов, которые вполне в состоянии разобраться с боевиками, но хватит ли ему на это времени и сил до выборов?
— Израиль полагает, что война неизбежна, а большинство остального мира — что ее можно предотвратить, — объясняет Сергей Серегичев. — Для этого нужно стабилизировать обстановку в Египте, признать Иран как полноправного партнера США на мировой арене, а также дать возможность сирийцам решить свои проблемы без постороннего вмешательства.
Но велик риск, что нынешнего палестинского лидера Махмуда Аббаса могут сместить куда более радикальные силы, для которых даже ХАМАС — мягкотелая структура. У радикалов будет единственный шанс удержаться — начать войну с Израилем, полагает эксперт.
Необходимо учитывать и угрозу со стороны Каддафи, который может проспонсировать войну на Ближнем Востоке. А еще есть Иран, который, если его загонят санкциями в угол, тоже может взорвать регион, засылая, например, своих боевиков в Сирию. Тем самым режим Башара Асада прекратит свое существование, а сама Сирия попадет под власть исламистов.
Шестидневная война 1967 года также началась с того, что Сирия и Египет заключили союз против Израиля. Тогда израильской армии удалось разгромить объединенные войска арабской коалиции и надолго предотвратить угрозу объединения арабов. Удастся ли это сделать сегодня, когда арабский мир охвачен эйфорией «весенних революций», неизвестно.