Гришковец подарил МХТ фундамент


В Московском Художественном театре сыграли спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон, его соавтора по фильму «Сатисфакция».
За что отвечала в написании текста «Дома» студентка ВГИКа Матисон, один лишь Гришковец ведает, рядовому зрителю до этого дела нет. Если он надеется увидеть чуть ироничного, рефлексирующего мужчину средних лет — он его получит. Центральный персонаж пьесы «Дом» в исполнении Игоря Золотовицкого — типичный герой Гришковца.
Осуществил постановку Сергей Пускепалис, прославившийся своей актерской работой в фильме Попогребского «Как я провел этим летом». В режиссуре подобных взлетов у Пускепалиса пока не наблюдалось. Нынешняя работа тоже не стала откровением. Спектакль «Дом» — это камерная история, так и не дотягивающаяся до уровня трагедии.
Сюжет прост. Успешный врач заболевает идеей купить дом, но мечта о приобретении загородного жилья упирается в реальную проблему — отсутствие необходимой суммы. В тот момент, когда герой решает обратиться за помощью к друзьям, начинается его непростое познание себя. Оказывается, стоит попросить денег в долг, и ты узнаешь, что один друг тебе завидует, другой презирает, третий считает выскочкой. Таким образом у героя появляется серьезный повод ответить на непростой вопрос: «Кто я такой?» и поделиться переживаниями со зрительным залом.
Выбрав для своего 50-летнего юбилея «Дом», Золотовицкий не ошибся. Роль
нашего современника с его сомнениями, печалями и радостями как будто для него
написана. Актер в меру драматичен, в меру ироничен и безмерно
обаятелен.
Есть у юбиляра удивительное качество — отражать партнера. В одиночных сценах Золотовицкий находит необходимую искреннюю интонацию, в диалогах же всегда достоверен настолько, насколько достоверен его визави. Самыми неубедительными выглядят ссоры с женой (Кристина Бабушкина) и дочерью (Паулина Андреева). А вот сцена сна, когда герой встречается с покойными бабушкой (Алла Покровская) и дедушкой (Владимир Краснов), поднимает спектакль на другой уровень.
Здесь начинает звучать пронзительная тема одиночества. Выясняется, что во взрослом и уверенном отце семейства живет маленький мальчик, которому страшно. Утром он, разумеется, никому в этом не признается, только растерянно скажет жене и дочери: «Простите, у нас не будет дома». И, перефразируя текст вампиловской «Утиной охоты», спросит себя: «Неужели жизнь все-таки проиграна?»
Ответа зритель так и не получит. Как не узнает, удастся ли Игорю купить дом. Открытый финал пьесы дает простор для фантазии зрителя. В любом случае можно сказать, что спектакль в МХТ, несмотря на шероховатости, получился крепкий, как фундамент, а уж удастся ли его создателям выстроить дом, покажет время.