Авиатопливо для международных рейсов будет дороже


В России могут быть установлены разные цены на авиатопливо для внутренних и международных рейсов. Дифференциация цен, по мнению чиновников, может помочь решить проблему с высокими ценами на керосин при полетах по внутрироссийским маршрутам, где доходы перевозчиков значительно уступают выручке от международных рейсов.
Как сообщил «Известиям» источник на рынке авиа-ГСМ, такую возможность планируется обсудить на этой неделе у вице-премьера Игоря Сечина на совещании, посвященном ситуации с поставками авиатоплива. До этого же Минэнерго, Минтранс, Минэкономразвития и ФАС должны проанализировать целесообразность введения дифференцированных цен.
Не исключено, что этот вопрос обсуждался в понедельник на совещании у министра транспорта Игоря Левитина с участием представителей нефтяных компаний и Росавиации. Однако получить официальное подтверждение этому не удалось. В пресс-службе министерства даже не подтвердили сам факт такого совещания.
Поставщиков новые инициативы чиновников, естественно, не радуют.
— Нигде в мире такого нет, — возмущается представитель одной из топливозаправочных компаний. — Это больше похоже на билеты в Эрмитаж: для граждан России — 200 рублей, для иностранцев — 800 рублей. Если честно, эта идея абсолютно не рыночная и вряд ли будет реализована после ее проработки в министерствах.
По мнению аналитика агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, если цены все же будут дифференцированы, на нефтяные компании фактически ляжет финансовое бремя поддержки внутренних перевозок. «А кто будет потом компенсировать нефтяникам эти издержки?» — задается эксперт вопросом.
По его словам, решать проблему можно другим способом. Например, отменить НДС за услуги на внутренние авиаперевозки (Минтранс поддерживает это предложение, однако Минфин и Минэкономразвития возражают).
Двойные цены на авиатопливо — пожалуй, самое кардинальное, но не единственное предложение чиновников для борьбы с подорожанием керосина. По словам источника «Известий», принято также принципиальное решение (впрочем, официального документа об этом пока нет) о том, что во всех крупных аэропортах должны быть созданы альтернативные топливозаправочные комплексы.
Речь в первую очередь идет об аэропортах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Сочи. Пока новым требованиям из этого списка соответствует только новосибирский аэропорт Толмачево. Но такие ТЗК есть в целом ряде менее крупных аэропортов — в Перми, Уфе, Кемерово, Иркутске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Архангельске и Махачкале.
В Москве же пока только идет строительство. В Шереметьево новые ТЗК сооружают «Газпром нефть» и «Роснефть». Последняя собирается построить свой комплекс и в санкт-петербургском аэропорту Пулково.
Кстати, ведомства хотят не только ликвидировать монополию на заправку воздушных судов в аэропортах. ФАС вместе с Минтрансом и Минэнерго проверят все действующие ТЗК на предмет их аффилированности с руководством или собственниками аэропортов, из-за чего может завышаться стоимость авиатоплива.
Для борьбы с дефицитом авиакеросина чиновники уже успели принять ряд мер. Например, обязали аэропорты иметь десятидневный запас топлива.