В России будет введен контроль за каждым бревном


Каждое бревно в России будет поставлено на учет. Для этого Федеральное агентство лесного хозяйства собирается в ближайшее время внедрить автоматизированную информационную систему контроля за оборотом круглых лесоматериалов.
— Автоматизированная система будет запущена в течение следующего года, постепенное внедрение начнется уже с начала года, — пояснил «Известиям» представитель Рослесхоза Владимир Дмитриев. — Она будет состоять из двух частей: с одной стороны, это будет система учета заготовленной древесины, с другой — контроль за ее перемещением.
Причем ведомство планирует вести не только учет кругляка поштучно от момента
его заготовки до поставки конечному потребителю, но и компаний, которые
занимаются его производством. ФГУ «Рослесресурс» собирается потратить на подготовку требований и технического задания для создания АИС до 12 млн рублей.
В итоге чиновники рассчитывают получить единую систему, которая позволит контролировать законность заготовки, приобретения, транспортировки леса и лесоматериалов. Новый механизм контроля должен помочь борьбе с незаконной вырубкой леса. О том, что это необходимо, говорится постоянно и не первый год. Последний раз о проблемах с поставками леса-кругляка в начале сентября на совещании в Череповце говорил Владимир Путин.
Сколько будет стоить вся новая система учета, в Рослесхозе оценить не смогли.
— Это будет зависеть от того, насколько сложная система будет разработана, — говорит Дмитриев. — Источником финансирования будет не только федеральный бюджет, но и региональные бюджеты.
По словам представителя ведомства, речь не идет о фантастических суммах. Например, пилотный проект в Бурятии обошелся местной казне в 3,7 млн рублей.
Однако эксперты полагают, что в масштабах всей страны затраты могут оказаться на уровне сотен миллионов рублей. «Это будет довольно затратное мероприятие, что может растянуть внедрение этой системы на несколько лет», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Во время реализации подобного проекта в Иркутске в 2008 году сканер для организации электронного учета на предприятии обходился в 30−40 тыс. рублей, а одна бирка стоила пять рублей.
— Установка системы многим сторонам невыгодна: малый и средний бизнес беспокоит, что это ляжет на их плечи, хотя логично, что лес как государственная собственность должен контролироваться самим государством, — считает Николай Шматков, координатор по лесной политике WWF. — В США действует система с 1980-х годов: каждая партия клеймится, затем выписывается аналог лесорубочного билета, клейма уничтожаются. Она простая и дешевая, и пробовалась в Красноярском крае, но почему-то руководство не смогло реализовать ее на практике.
Возникает, по словам эксперта, и еще один вопрос: базы для законного лесопользования во многих регионах, в частности на Дальнем Востоке, просто нет. Нет, в частности, данных о наличии ресурсов, которые могли бы использоваться.
— Экономических стимулов для развития собственной переработки круглого леса в стране недостаточно, что делает систему мониторинга хоть и важным инструментом сохранения лесного богатства России, но недостаточным для развития всей отрасли в целом, — согласен Баранов.
Остается еще и человеческий фактор — внедрение АИС, за которой будут стоять люди, практически не повлияет на размер возможной коррупции, уверен эксперт.
Помимо новой АИС в следующем году должна заработать лесная биржа. По словам Дмитриева, оба механизма будут интегрированы друг с другом.
— Биржа — это одно из предложений. АИС может быть одним из эффективных биржевых механизмов, то есть вся продукция, поступающая на биржу, должна будет иметь документы о законности происхождения.
По данным Дмитрия Баранова, в 2010 году объем незаконно вырубленного леса составил 1336,5 тыс. куб. м, а размер ущерба составил 13,8 млрд рублей. Всего оборот рынка необработанной древесины в России оценивается в $4,3 млрд в год. За прошлый год было заготовлено более 70 млн куб. м лесоматериалов, из них 21 млн куб. м (на $1,8 млрд) было отправлено на экспорт.