Иран ищет новых союзников в Африке


Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад посетил Хартум, где провел переговоры с президентом Судана Омаром аль-Баширом «об укреплении связей». А несколько дней назад иранский лидер с той же целью посетил Мавританию.
Активность Ахмадинежада в Африке вызвана двумя причинами. Первая — он ищет новые «форточки» для поставок в скованный международными санкциями Иран товаров и технологий. Вторая — ему нужны новые союзники в исламском мире, учитывая достаточно сомнительное положение Сирии, одного из главных союзников Тегерана сегодня.
Судан имеет давние связи с Ираном. Именно Тегеран в начале 1990-х помог недавно пришедшему к власти аль-Баширу, передав ему несколько сот миллионов долларов, а также заключив соглашения об экономическом сотрудничестве.
— Визит свидетельствует, что Иран намерен теснее сотрудничать не только с Хартумом, но и с Каиром, ведь Судан и Египет имеют тесные связи, — рассказывает старший преподаватель РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев. — Кроме того, Иран демонстрирует, что не является страной-изгоем. Этот визит выгоден и Судану. Как известно, Международный уголовный суд в 2009 году выдал ордер на арест аль-Башира. А посещение Хартума Ахмадинежадом показывает, что, несмотря на обвинения, Судан остается игроком на мировом политическом поле.
Впрочем, Судан пока не собирается никуда вмешиваться, ему хватает своих проблем с Дарфуром и нефтяными спорами по поводу южносуданской нефти.
— Президент аль-Башир посетил Иран в июне, теперь Ахмадинежад делает ответный визит, — рассказал посол Судана в Москве Мохаммед Заруг. — У нас много совместных проектов. Что же касается Сирии, то это внутренняя проблема и решать ее должны сами сирийцы.
Даже если Судан займет нейтральную позицию в сирийских событиях, это будет победа Ирана, ведь такая позиция будет означать, что в Лиге арабских государств не будет проведена резолюция по Сирии, аналогичная ливийской. А значит, Иран сохранит влияние в Ближневосточном регионе.
— Иран заинтересован в расширении коалиции союзников, и Судан может стать одним из плацдармов по защите ближневосточного региона от агрессии извне, — считает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. — Учитывая, что Иран на протяжении многих лет оказывает помощь Судану, теперь Хартум должен ответить взаимностью.
Помимо геополитических причин действуют и экономические. Через Судан в Иран поступают вооружение, гражданская техника и медикаменты, которые иранцы не могут приобрести легально из-за санкций. Взамен они обучают суданские спецподразделения контртеррористическим операциям. Запад допускает такую торговлю, опасаясь окончательно загнать Тегеран в угол, считает Сергей Серегичев. Кроме того, Иран может поучаствовать в разработке редкоземельных металлов на территории Судана. В стране, ко всему прочему, есть и залежи урана.
Интересно, что сотрудничеству Тегерана и Хартума в определенном смысле способствуют США. Ведь Судан, как и Иран, страдает от международных санкций. И хотя Штаты обещали снять ограничение, когда Южный Судан станет отдельным государством, до сих пор в этом направлении ничего не предпринято.
Судан — один из немногих союзников Тегерана в мире. Кроме него, есть еще Сирия, озабоченная внутренними проблемами, и Египет. С Каиром связи налаживаются, и в дальнейшем они, возможно, перерастут в полноценное политическое союзничество. Но чтобы это осуществилось, сегодня Тегерану надо действовать через Хартум.