Аскетичное рубилово ветеранов из Nazareth


Nazareth отмечают 40 лет выхода первого диска и 65-летнюю годовщину хриплого вокалиста Дэна Маккафферти. Шоу сначала было объявлено как «концерт с оркестром», что вызывало любопытство: было интересно услышать, как зазвучат прямолинейные боевики шотландцев в изысканных аранжировках. Но что-то не срослось — может быть, грубый вокал Маккаферти не вписался в эстетику струнных или это была ложная информация. Так или иначе, объявления убрали, но в Сети еще можно найти их следы. Косвенным признаком того, что готовился иной тур, служит и выбор залов — во многих случаях это филармонии, а в Москве — помпезный ММДМ, где танцевальный партер вряд ли возможен. В прошлый приезд в Москву Nazareth, кстати, играли в более подходящем Б1.
Публика подобралась соответствующая — всех возрастов, прилично одетая, без признаков рок-фанатства. Не более десяти человек щеголяли в майках Nazareth и Deep Purple — группы дружат, басист «темно-пурпурных» Роджер Гловер спродюсировал ранние альбомы шотландцев и вывел их в люди, да и на последнем его диске записана композиция с вокалом Дэна Маккаферти и басиста Пита Эгню. Сочетание их голосов оказалось одним из самых приятных воспоминаний о концерте — все обращают внимание на суперстильный хрип вокалиста и не всегда на то, как уместно поддерживает его старый друг. Можно добавить, что в группе за барабанами восседает сын Эгню — Ли, что делает ритм-секцию чрезвычайно сыгранной. Гитарами заведует Джимми Муррисони, его роль самая парадоксальная — он высовывается с гитарными запилами лишь в исключительных случаях.
Концерт задержали на полтора часа, и томившуюся публику развеселил техник, сыграв рифф из Smoke on the Water. Появившиеся, наконец, ветераны начали с Silver Dollar Forger, затем последовала размеренная и нахрапистая Big Dog’s Gonna Howl с нового диска Big Dogz. Маккаферти было непросто с сидячим партером, народ старательно хлопал и вопил, но на спинках кресел никто танцевать не пытался. Главным «нарушителем» оказался высокий нетрезвый мужчина, пытавшийся пригласить на танец по очереди всех дам из первых рядов. В середине сета прозвучала еще пара треков с нового диска, в том числе суровая баллада When Jesus Comes To Save The World Again — самый запоминающийся номер из свежего материала.
Но долго экспериментировать музыканты не стали — пришло время хитов, которые шли по нарастающей: кавер Джей Джей Кейла Cocaine, на котором хрип-клекот Дэна был особо хорош, раскачивающаяся Dream On, ядовитая Whiskey Drinkin' Woman и Changin' Times, в середине которой певец на время ушел со сцены. Было видно, что он прибегнул к помощи ингалятора. Для его знаменитой хриплости простуда, возможно, плюс, но здоровье немолодого артиста явно подверглось риску.
В завершение исполнялись главные номера — Hair of the Dog — с шарманкой, которая звучала у Дэна почти как синтезатор, и — уже на бис — Razamanaz и Love Hurts. К финалу, как всегда, была припасена Animals — по странному стечению обстоятельств популярная только у нас: в других странах шотландцы исполняют ее редко.
Группу Nazareth преследуют несколько постоянных мифов. Старая байка, что ветераны, много раз объехавшие Россию, востребованы только в России, а остальному миру не нужны, оказалась глупостью: в ходе этого турне они уже дали 21 концерт в Канаде, 17 в Бразилии и 4 в Чехии. И везде выступают не только в столицах, но и в провинции. А вот с разговорами, что они закостенели в хард-роке, который примета уже не прошлой, а позапрошлой эпохи, нужно согласиться. Но «назареты» с их аскетичным рубиловом, минимумом сольных фрагментов и нехитрыми приемами аранжировок все же искренне любимы публикой. А эстеты на их шоу просто не ходят.