Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Корреспондент «Известий» Александр Федорчак погиб в зоне СВО
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Мир
Неразорвавшуюся авиабомбу обнаружили в центре чешского Брно
Мир
Путин и президент ОАЭ Аль Нахайян обсудили диалог РФ и США по Украине
Политика
Военный аналитик указал на разочарование наемников службой в ВСУ
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Мир
ВМС Испании и НАТО начали масштабные военно-морские учения в Кадисском заливе
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Пиротехники МЧС России уничтожили украинский дрон «Чаклун» в Курской области
Авто
Сборку китайских Renault под брендом из РФ наладят во Владивостоке
Политика
Эксперт указал на отсутствие перспектив размещения британских солдат на Украине
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Мир
США введут пошлины в отношении закупающих нефть и газ у Венесуэлы стран
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Общество
В порту Усть-Луга из аварийного танкера Koala откачали почти 30 тыс. т мазута
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Авто
Toyota впервые обновила внедорожник Land Cruiser 300

Помирят ли «арабские революции» США с Ираном

Речь Махмуда Ахмадинежада в ООН может стать началом сближения двух держав
0
Помирят ли «арабские революции» США с Ираном
фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ежегодное выступление президента Ирана перед Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке является по сути единственной возможностью для официального Тегерана донести свою точку зрения до международной общественности напрямую, минуя фильтр антииранской пропаганды.

Тем интереснее отметить, что в этом году в речи Ахмадинежада зазвучали новые, примирительные нотки в отношении США и всего западного мира. Если не обращать внимания на традиционные антиизраильские и антизападные филиппики, повторяемые президентом Ирана с трибуны ООН из года в год, становится очевидно, что Ахмадинежад предлагает американцам сотрудничество.

— Иран и США еще могут восстановить дипломатические отношения, — заверил, в частности, президент. — Я не думаю, что шанс на нормализацию полностью упущен.

Характерна реакция американской стороны — ее попросту не последовало. До сих пор каждая речь Махмуда Ахмадинежада на Генассамблее, а всего их было пять, вызывала официальные протесты Госдепартамента США и американской миссии в ООН. На этот же раз американцы ограничились выражением «сожаления» по поводу выпадов президента Ирана в адрес Израиля.

Одной из причин, но далеко не главной, такой спокойной реакции, мог быть  недавний примирительный жест Тегерана — решение отпустить из иранской тюрьмы двух американцев, подозреваемых в шпионаже.

Шейн Бауэр и Джошуа Феттл были задержаны в 2009 году, когда они, путешествуя, по их собственным словам, по северу Ирака, заехали на иранскую территорию. Накануне отъезда в Нью-Йорк Ахмадинежад пообещал «проявить снисхождение» к туристам, и в ночь на четверг Бауэр и Феттл были отпущены.

Однако и год назад, накануне предыдущей сессии Генассамблеи, Иран отпустил на волю участницу группы, задержанной в 2009 году -- американку Сару Шурд. Но США это тогда не смягчило.

Похоже, причины перемены отношения США к Ирану лежат глубже.

— За прошедший год обстановка в мире в целом и на Ближнем Востоке в частности претерпела кардинальные изменения, — заметил «Известиям» эксперт американского Центра стратегических международных исследований Хаим Малка. — Ситуация изменилась настолько, что Америке пора пересматривать свои стратегические приоритеты в регионе.

Прежде всего, констатировал американский политолог, в результате «арабских революций» был сметен стабилизационный пояс светских авторитарных режимов, поддерживавших США и противостоящих исламской угрозе.

— Десятилетиями стабильность на Ближнем Востоке нам помогали обеспечивать Турция и Египет, — напомнил Малка. — Увы, ни Каир, ни Анкара нам больше не союзники. Турки все серьезнее задумываются о строительстве новой Османской империи, а Египет из субъекта региональной политики превратился в ее объект. Нынешним каирским властям не до поддержания стабильности в регионе — им бы удержать власть у себя в стране.

Неустойчиво положение и главного союзника США на Ближнем Востоке — Саудовской Аравии.

— Принято считать, что саудиты полностью зависят от американских контрактов на поставки своей нефти, — отметил Хаим Малка. — На самом деле Эр-Рияд всегда готов продавать свою нефть Китаю, а в Пекине всегда готовы ее купить.

Союз с Китаем даже предпочтительнее для Саудовской Аравии, добавил политолог, в том смысле, что китайцы, в отличие от американцев, не настаивают на том, чтобы саудиты признавали Израиль.

Несмотря на похолодание американо-израильских отношений, от стратегического партнерства с Тель-Авивом в Вашингтоне отказываться все-таки до конца не намерены. Однако, как показывают события последних месяцев, турецко-египетский суннитский альянс, подкрепленный деньгами саудовских ваххабитов, является для Израиля угрозой более серьезной, чем иранская, несмотря на всю антиизраильскую фразеологию Махмуда Ахмадинежада.

Ничто так не сближает, как общий враг. «Арабские революции» и ускоренная исламизация Ближнего Востока несут непосредственную угрозу не только Израилю, но и Ирану, так как в любой момент грозит перекинуться на окраины страны — на север, в Иранский Азербайджан, и на юг, в провинцию Хузистан, населенную арабами-суннитами.

Тактических альянсов между Ираном и США отнюдь не исключает и эксперт московского Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

— Известно, что американские и иранские спецслужбы прекрасно сотрудничали между собой в 2001 году, во время подготовки американского вторжения в Афганистан, — напомнил он «Известиям». — Талибы были общим врагом как для Ирана, так и для Америки. Также неоднократно имели место прямые контакты по Ираку, причем иранцы сдерживали подконтрольных им шиитов от развязывания полномасштабной войны с американцами.

Тем не менее, добавил политолог, о формировании стратегического альянса между Ираном и США говорить пока преждевременно. Слишком демонизирована в американском массовом сознании фигура самого президента Махмуда Ахмадинежада, да и угроза формирования исламистского союза Турции, Египта и Саудовской Аравии очевидна пока не всем.

Однако в течение ближайших десяти лет, после того как «арабские революции» придут к своему логическому завершению, а в самом Иране сменится генерация руководителей, примирение Вашингтона с Тегераном перед лицом общего врага станет вполне реальным.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир