Смерть им к лицу


В рамках этого принципиально важного для мирового художественного контекста события некрореалисты во главе со своим создателем Евгением Юфитом провели круглый стол «Смерть — столица культуры», угрожая, что выставка про старуху с косой не покинет Москву до конца октября.
Направление некрореализм появилось от скуки, говорит петербуржец Юфит, сидящий в окружении полотен, с которых на участников круглого стола смотрят утопленники, зомби и другие мертвяки. В 80-х он «разряжался по полной». На выходных делал постановочные фотографии в «зомби-гриме» и снимал спонтанные перформансы, в которых его знакомые имитировали драки и погони на фоне загородных лесов, заброшенных стройплощадок и в вагонах пригородных электричек. После серии скандальных публикаций в советских СМИ к некрореалисту Юфиту присоединились другие художники. О смерти задумались Владимир Кустов, Сергей Серп, Андрей Мертвый (Курмаярцев), Леонид Трупырь (Константинов), Евгений Кондратьев (Дебил), Анатолий Свирепый (Мортюков).
К концу 80-х они решили окончательно переосмыслить роль смерти в культуре. Объектом их внимания стал не труп, как может показаться на первый взгляд, а момент перехода из живого в мертвое. Медики называют это состояние умиранием (оно, к слову, длится 6 минут). Владимир Кустов представляет его в виде черного ящика, в котором когда-нибудь окажемся мы все, и энцефалограмм, снятых у пациентов в коме и наложенных на портреты Менделеева, Мечникова, Сеченова. Графики, по мнению художника, образ ускользающей жизни, и прочитать эти последние послания человека могут только ученые.
А Сергей Серп воспринимает смерть как большую-пребольшую… задницу. «Утро в лесу», к примеру, лучше остальных его работ передает это «мироощущение». Выглядит это так: на картине изображен лес. К дереву привязан человек. Он корчится, видимо, от боли — в него засунул голову человек, очень похожий на него самого. C задним проходом мучителя тоже все непросто — туда вставлено копье. Герои заключены в круг, из которого никак не могут вырваться. Серп нам будто говорит: смерть ни для кого не делает исключений. Она ходит по кругу и приходит внезапно в виде копья или не дай бог чьей-то головы. По кругу, кстати, построена вся выставка некрореалистов. Пока ее смотришь, кажется, что идешь по винтовой лестнице: сначала инсталляции, затем живопись, а в финале — растянутые во времени радикальные видеоработы Евгения Юфита. И так четыре этажа подряд.
«Некрореализм»
Московский музей современного искусства
13 сентября — 30 октября