Интернет против эфира


А я все чаще замечаю,
Что меня как будто кто-то подменил.
О морях и не мечтаю,
Телевизор мне природу заменил.
Кот Матроскин
Мое знакомство с интернет-телевидением не обошлось без курьеза: несколько лет назад мы с мужем, на тот момент еще будущим, встречали Новый год вдвоем, без друзей, гостей и салатов. Но обойтись без привычного появления главы государства на экране мы все же не смогли. За неимением телевизора смотрели поздравление Владимира Владимировича в интернет-трансляции, но, поскольку качество связи на съемном жилище оставляло желать лучшего, Новый год и бой курантов к нам пришли на семь минут позже: время от времени — пока шла буферизация данных — президент замирал на экране с открытым на полуслове ртом.
С тех пор интернет-телевидение стало значительно доступнее. Более того, оно все больше наступает на пятки эфирному вещанию.
В ежегодном аналитическом отчете исследовательской лаборатории Ericsson ConsumerLab, посвященном глобальным тенденциям и потребительским предпочтениям в области телевидения и видео, говорится, что зрители тратят все меньше времени на просмотр эфирного телевидения, предпочитая ему потоковое видео в интернете. Традиционное эфирное ТВ не реже раза в неделю смотрят 84% опрошенных (это на 3% меньше, чем в 2010 году), и около половины (47%) респондентов смотрят потоковое видео в Сети более одного раза в неделю. Эти данные были получены после проведения 13 тыс. интервью в 13 странах мира.
Однако пока противопоставлять эфирное и интернет-телевидение все же не стоит: речь идет не о замещении одного другим, а о новых платформах доступа к контенту. «Технологии быстро развиваются, — считает Александр Нечаев, заместитель генерального директора НТВ. — И если раньше, чтобы посмотреть любимую передачу, нужно было вовремя сесть перед экраном, то сейчас у потребителя ТВ есть выбор: смотреть канал в аналоговом или цифровом эфире, через кабельную или спутниковую сеть, воспользоваться услугой «видео по запросу» или в свойственной для нашей страны манере скачать пропущенную передачу на пиратском торрент-трекере. Суть не меняется — независимо от типа просмотрового устройства зрители хотят видеть профессионально сделанный, качественный контент. А производителями качественного телепродукта по-прежнему являются крупные телекомпании».
Не в пользу телевидения высказался на днях Сергей Доренко, объясняя, почему он закрыл проект «Русские сказки» и предпочел радиоэфир телевизионному: «Мы с вами на пороге революции, и это будет революция контента. Система преклонения перед носителем, а телеканалы — это носители, очень скоро покажется архаичной. Каналов будет неограниченное число, как сегодня сайтов».
Тем не менее большинство телезрителей включают телевизор, как свет, приходя домой вечером, и о том, что интернет-телевидение убивает эфирное, говорить пока не приходится. Тем более что российская технология телеизмерений качественно отстает от западной и реальное количество просмотров эфирного ТВ может оказаться больше, чем отражается в отчетах. В нашей стране до сих пор не измеряется внедомашний просмотр, хотя миллионы россиян приобщаются к ТВ у себя на даче и в офисе. Что уж говорить о тех, кто предпочитает смотреть телепрограммы по интернету, сидя дома на диване или на лавочке в парке — через мобильную сеть на планшете.
Пожалуй, сегодняшних телезрителей можно разделить на две большие категории: тех, кто включает телевизор, чтобы поужинать в его компании, и тех, для кого важен контент, а не его носитель. Для первых телевизор — фон: такова уж у нас культура телепросмотра, для вторых — средство. И деление здесь скорее проходит по социальным и возрастным признакам.